Войти

Особенности национальных проверок

Третьяков Алексей

Требование президента прекратить «кошмарить» малый бизнес, материализованное в законе об ограничении проверок, здорово подкосило имущественное положение некоторых контролеров. Но как, говаривал еще бравый солдат Швейк, «еще никогда не было, чтобы никак не было». Так и здесь - противоречивый симбиоз разумной борьбы за деалкогализацию населения и продолжающегося геноцида мелкорозничной торговли открыл перед ними новые возможности.

Первыми оживление почувствовали правоохранители - из спецподразделений, призванных бороться с нарушениями в торговле (название у них такое длинное и путанное, что в предпринимательской среде проходят под псевдонимом - «псориаз»).

Все гениально просто: ищется половоперезрелый подросток (лучше женского пола), которому чуть не хватает до восемнадцати (но пропитый и прокуренный голос и в нужном русле использованная косметика на вид дадут и двадцать пять) - и под надзором бдительных спецсотрудников идет покупать пиво и сигареты в ближайшую мелкорозничную точку (желательно из тех, на которую имеет зуб кто-то из районных чиновников).

Паспорт предъявлять продавцу, естественно, отказываются, и он оказывается в тупике - ведь по закону у него нет прав ни документы требовать, ни в обслуживании безосновательно отказывать. И начинается «русская мелкорозничная рулетка»: сколько лет-то ему? Просто покупает - или провокация? На что дешевле нарваться - на иск о моральном ущербе (если не продашь, а ему (или ей) восемнадцать) или на штраф (если продашь несовершеннолетнему)?

Если же все у контролеров срослось, то тут уже широкий выбор - можно или личный бюджет пополнить, или отрапортовать в районную администрацию о накрытии очередного злодейского мелкорозничного гнезда. Прямо как в кинопародии на «Робин Гуда»: «Приглашаю сегодня на свадьбу. Или на казнь. В любом случае повеселимся!» (наиболее талантливые, кстати, умудряются реализовать обе возможности).

Между прочим, дело штрафными санкциями в отношении оплошавшего продавца не ограничивается: вполне возможно, что последует и снос торгового объекта, причем вместе с соседями.

Разумеется, никому в голову не придет сносить многоквартирный дом, в одной из квартир которого было совершено преступление или объявлять вне закона марку автомобиля, на которой кто-то совершил ДТП. Но в отношении остатков малого торгового бизнеса это самое то: технологии устроителей «нового порядка», шестьдесят лет назад расчищавших «жизненное пространство» путем уничтожения деревень в рамках «коллективной ответственности» за действия партизан, сегодня очень востребованы.

И все-таки - как цивилизованно ограничить продажу спиртного и сигарет подросткам? Ну, во-первых, в европейских условиях этот вопрос решен. В Германии, например, повсюду свободно висят автоматы по продаже сигарет, но подростки ими воспользоваться не могут - автомат работает только по специальной идентификационной карточке, выдаваемой совершеннолетним - она же предъявляется и в случаях сомнений у «живого» продавца. Во-вторых, объективно нарушением в данном случае является не только продажа, но и покупка - значит, и ответственность должна быть обоюдной (как в ситуации «взяткодатель - взяткополучатель») - это должно снизить нездоровую активность современных Павликов Морозовых. Ну и, в третьих, как же без российских национальных особенностей? Раз уж милиционеры начали писать расписки, что обязуются «не заниматься вымогательством, не брать взятки и подарки, не нарушать правила дорожного движения, не садиться пьяным за руль в рабочее время и в быту, а также вежливо и культурно вести себя с гражданами», туда нужно добавить «не организовывать провокаций с привлечением несовершеннолетних по продаже им пива, алкогольных напитков и табачных изделий».

Вот тогда мы, может быть, и спасем здоровье подрастающего поколения. Правда, как они будут жить под властью районных феодалов, где найдут работу в стране, превращенной в рынок сбыта иностранных корпораций - это другой вопрос. Уже для другой статьи.

Алексей Третьяков
председатель СПб Ассоциации
малого бизнеса в сфере потребительского рынка
(Опубликовано в газете «Деловой Петербург» №185 (2997) от 02.10.09 под названием «Мелкорозничная русская рулетка»;
в газете «Котлин» №10 2009г. «Особенности национальных проверок»)

{Mosmodule module=Код для вставки в блог или статью:}

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

РЕКЛАМА: