Войти

Конец малого бизнеса?!

Хандриков Илья«Имейте мужество пользоваться    собственным умом»
Гораций

Июнь 2004-го года.

Вопрос о кончине малого предпринимательства (МП) был задан мне на днях знакомым корреспондентом, в связи с внесением в Госдуму 31 мая 2004 года Правительством РФ проекта федерального закона №58338-4, предусматривающего одной из своих статей признание утратившим силу Федерального закона от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». При попытке ответить на его вопрос возникло, около десятка вопросов, ответ на которые объясняет сложившуюся ситуацию.

Начнем по порядку.

1. Несколько лет назад миллионы россиян смотрели по телевидению триумфальное выступление на немецком языке В.В. Путина в Бундестаге (парламенте Германии). Но мало кто слышал о том, что накануне официального визита нашего президента в Германии прошла конференция по проблемам России. Проблем было три: свобода слова, война в Чечне, малый бизнес.

Непосвященный человек вряд ли поймет представителей мировой общественности, выбравшей из миллиона проблем России приоритетную - малый бизнес. Ответ дал чуть позднее министр финансов США, посетивший Россию в том числе, чтобы встретиться с представителями предпринимательской общественности по вопросу развития малого бизнеса в стране. В Минфине США были уверены, что существует прямая зависимость между развитием малого бизнеса и прохождением «точки возврата» (к прошлому). А поскольку количество малых предприятий к тому моменту перестало увеличиваться и намечалась стагнация, со стороны мирового сообщества началось выяснение ситуации. Мы тогда шутили, что наш Минфин палки в колеса развитию МП ставит, а американский за нас беспокоится. Вот бы махнуть их местами: американский сюда - развивать МП, а наш Минфин - разваливать Америку.

Тогда в срочном порядке власти стали искать пути решения главной проблемы России. Тема МП нашла отражение в президентском послании, срочно стало создаваться общественное объединение малого бизнеса «Опора». Мы - 5-7 приглашенных на собеседование в администрацию президента весной 2001 года, тогда понять не могли - что за цель, почему такая срочность? Но очень гордились доверием власти. Нам казалось тогда, что ради благородной цели - объединения малых предпринимателей, стоит не жалеть своего времени (полгода ежедневной многочасовой работы), а принципами поступиться нас никто не заставит. Тогда были разработаны великолепные демократические подходы к структуре «Опоры» с полугодовой ротацией руководящих органов, с созданием специальной подструктуры в «Опоре» - некое представительское место, в котором могли бы собираться богатые предприниматели - спонсоры. Мы понимали, что если эти важные господа - коллеги - предприниматели (спонсоры) войдут в руководящие органы объединения, то главная его цель - защита интересов МП будет похоронена. Что постепенно и происходит сегодня. Мы тоже внесли свою «лепту» в этот процесс (я был одним из активных сторонников создания объединения, в том числе и среднего бизнеса). У власти были свои виды на организацию - «Скажет Президент: где тут малый бизнес - вы и помашите флажками!» Какая тут к черту демократия! Уже не работают люди, так говорившие, но изменилось ли отношение?

2. За последний год прочитал не одну книгу и написал не одну статью, пытаясь понять - при каком строе мы жили последние десять лет и, кажется, нашел ответ.
Приблизительно с 1995 года в России стала формироваться система управления страной в интересах узкой группы лиц. С 1996 года она получила в народе меткое название - «семибанкирщина». Группа известных нам олигархов - «рыночных животных», (как абсолютно точно назвал их Михаил Леонтьев в программе «Однако»). За поддержку на выборах президента того года получили на откуп страну. Тогда мы - предприниматели на собственной шкуре ощутили это. В то время была создана колоссальная пропагандистская машина, посильнее советской. Она позволила этой группе в короткие сроки подмять под себя практически все ветви власти. Используя демократическую терминологию, были включены в сферу их узких интересов лучшие представители средств массовой информации, общественные и политические деятели. Была построена система «в лучших традициях», о чем в философском словаре советских времен написано: «Государство - политическая организация экономически господствующего класса, имеющая своей целью охранять существующий порядок и подавлять сопротивление других классов. Оно возникло в результате раскола общества на классы как орудие эксплуататорского класса для подавления эксплуатируемого народа.» Конечно, новое время добавило новые подходы, более тонкие настройки, более длинный поводок - но почему многих людей задела острота фразы в моей прошлогодней статье («Предпринимательские объединения. Подходы к формированию».) об антагонистических противоречиях между обществом и государством? Такая политика плюс снижение цен на энергоносители тогда привела Россию к дефолту, а большинство наших «рыночных животных» к еще большему политическому и экономическому контролю за страной и, как следствие, к еще большему богатству.

Так постепенно и незаметно конституционный строй был заменен управлением олигархии. Поскольку, Конституционный строй - это политико-юридическая форма диалога между народом и властью, то утрата диалога привела к монологу власти в данном случае олигархии. Специалисты утверждают, что ни одна конституция не закрепит принципы, которые звучат непривлекательно, хотя фактические ценности, защищаемые данным государством, могут быть далеки от конституционного идеала.

В Постановлении первого Съезда народных депутатов РСФСР от 20 июня 1990 года «о механизме власти» говорится: « Государственная власть в РСФСР осуществляется народом непосредственно или через представительные органы власти в центре и на местах. Основной задачей органов государственной власти и управления является служение народу». То, что произошло за последнее десятилетие в стране, превратило этот пункт постановления в его противоположность. Все вышеописанное имеет огромное значение для пояснения ситуации, в которой мы сегодня существуем.

Так называемое правление власти «от имени народа», но не в интересах народа, привело к приватизации достояния этого народа - всего лишь 20 процентов золотой сотни богатейших бизнесменов России, опубликованных в спецвыпуске журнала «Forbs» в мае сего года, не имеют отношения к сырьевым ресурсам. Сам же народ на 50% оказался за чертой бедности. За эти годы федеральной и региональной властью была построена система формирования олигархов, начиная с районного уровня. Именно аффилированные с властями любого уровня структуры и являются, в основном, источником появления новых олигархов.

Даже в периоды выборов при смене элит Бюрократия на любом уровне пытается сохранить контроль за деньгами и ресурсами, кланы и «семьи» через свои структуры приватизирует все, что даст им в дальнейшем приличный доход от небольшой швейной фабрики до нефтяного завода. Можно ли изменить сложившуюся ситуацию? Кажется, что сегодня начали происходить некоторые изменения, однако система все еще работает на себя: административная реформа буксует, борьба с коррупцией идет в виде показательных отловов «оборотней». Власть боится ратифицировать две международные конвенции ООН и ЕС, направленные на борьбу с коррупцией среди чиновничества. Не хочет власть или не может «сама себя высечь»? Зато конвенцию против недобросовестных предпринимателей по борьбе с отмыванием доходов мы ратифицировали. Но борьба с недобросовестными предпринимателями ведется лишь в том случае, когда те, активно используя «жадный алгоритм» в целях оптимизации доходов своими действиями (Ходорковский) подводят государство и общество к состоянию хаоса - т.е. несут прямую угрозу.

3.    Абсолютно понятный механизм многих представителей власти через аффилированные структуры позволяющий сколотить себе приличный капитал в период работы «на общество» мало чем отличается от механизмов, используемых вокруг системы поддержки МП. Об этом говорят и пишут предприниматели на протяжении ряда лет и часто с риском для своего бизнеса и жизни. Марину Ивашину, руководителя орловского регионального отделения «ОПОРЫ России» можно назвать символом борьбы предпринимателей России против кривой системы, существующей по всей стране.

Совершенно понятна попытка реформировать старую, неэффективную систему поддержки МП снизу доверху, которая во многом работает на избранных (номенклатурные предприниматели), не меняя в лучшую сторону численность малых предприятий много лет.

Уверен, что система поддержки должна осуществляться во многом через сформированные на новом уровне объединения производителей товаров и услуг и объединения работодателей. Эта система поможет, в том числе сформировать предпринимательские сообщества, а поддержка будет «морковкой», стимулирующей к консолидации.

Считаю себя человеком, который внес свою лепту в попытку разрушения старой системы поддержки. Почти два года назад написал письмо Герману Грефу с идеей создать экспертный совет по предпринимательству при Минэкономразвития для усиления экспертной работы при министерстве в противовес неэффективному МАП (вместе с Федеральным фондом поддержки). И сегодня я считаю, что эта система должна «кануть в лету», но при одном условии, что параллельно будет построена другая - эффективная, отвечающая требованию времени.

А что мы имеем сегодня - предлагается признать утратившим силу закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» - единственный, пусть и устаревший закон, не предлагая ничего взамен. Если это так, то это преступление против МП. Если есть вопросы, требующие обсуждения с предпринимательской общественностью, то соберите экспертный совет в профильном министерстве, пригласите нас, и мы выскажем свою точку зрения. Так, кажется, это делается в цивилизованных странах? А у нас - монолог власти? Хотелось бы узнать, кто стоит за такого рода решениями?

4.   Этой весной на встрече премьер-министр Фрадков спросил у президента «ОПОРЫ России» Борисова о перспективе скорейшего объединения РСПП, Деловой России и ОПОРЫ России. Объединения, к счастью, пока не получилось. Но создан некий координационный совет трех структур. Координатором предложили человека, которого на пушечный выстрел нельзя подпускать к малому предпринимательству. Однако зуд вокруг объединения идет не шуточный. Сложно представить, какие глобальные цели преследует этим власть? Трудно поверить, что, так называемая идея Потанина, является авторской.

Хотя, если вспомнить выражение Михаила Леонтьева, все встает на свои места. Потанин один из «китов» в РСПП, плюс в «Деловой России» его человек - один из сопредседателей, плюс финансирование (спонсирование) форума «ОПОРЫ России» как попытка финансово влиять на лояльность «малышей» - вот вам и новый хозяин земли русской! Прав Леонтьев - настоящие «рыночные животные»! А убедился я в этом два года назад на конференции по кредитованию экономического роста, проводимой одним институтом. На конференции выступали представители крупных государственных и частных структур. Выступающий после меня руководитель финансового управления крупнейшей нефтяной компании, прослушав мой критический в адрес системы доклад, сказал, как бы через меня обращаясь ко всем малым предпринимателям: «раз маленький - значит мало ума!» И эти, так называемые, господа говорят о предпринимательской этике?
Зачем? Она мешает быть умным! Но совсем не смешно мне стало, когда на учредительном собрании Московского отделения «ОПОРЫ России», заступаясь от моих нападок за будущего председателя - крупного предпринимателя, один из участников, тоже крупный предприниматель, сказал: «Хорошо, что московской ОПОРой будет руководить крупный предприниматель - малые у него поучатся, как бизнес делать!» (Наверное, оптимизационным схемам). Все ясно, большой - значит умный!

Посмотрел я на состав президиума «ОПОРы России» и понял, почему предприниматели из регионов говорят о «жирных котах» в президиуме. Большинство представляет крупные бизнес-структуры (так называемые «средние» предприятия), двое - входят в список богатейших бизнесменов России - круто! Что им делать в объединении малого и среднего бизнеса? Может им «слабо» в РСПП или «Деловую Россию» податься, к равным себе? Или перепутать всех и объединить - государственная политика?

Несколько лет от среднекрупных и крупных представителей бизнеса слышу утверждение о необходимости создать равные условия для всех уровней бизнеса, т.е. не надо помогать - не мешайте. Если это относится к среднему и крупному - согласен. Но малый бизнес принципиально отличается от двух других (если он не появился в результате реструктуризации крупного) тем, что у него, как правило, не сформировался капитал и, как правило, он не имеет залога для банковского кредита (только 1,5% МП пользуются кредитами банков), у него нет своего помещения. Но он создает рабочие места, выполняя социальную функцию. Для малых предприятий, индивидуальных предпринимателей необходимы специальные условия поддержки, другое налоговое обложение, льготное. Еще Гегель писал: «Чтобы обеспечить равенство, право должно быть не равным». Недавно меня поразил глубиною высказывания мой коллега - Владлен Максимов, руководитель «Лиги Свободы»: «Предпринимателям малого бизнеса не нужно помогать, их нужно защищать!» Вот какая ситуация сложилась в стране сегодня, когда речь идет в первую очередь о защите, а лишь потом о помощи. Защита необходима от безумного налогового бремени, чиновничьего произвола, недобросовестной конкуренции. По уровню бизнеса предприниматели нуждаются в своем объединении - объединении малого предпринимательства и если они не могут сделать это, то государство должно помочь им. Или пристыдить «котов», чтобы подобрали себе компанию по уровню бизнеса!

5.     Если на горизонтальном уровне в объединениях, представляющих предпринимателей как класс (малый, средний, крупный), полный бардак, то что можно сказать о состоянии МП в отраслевых объединениях. Объединения производителей товаров и услуг консолидируются вокруг системы ТПП. Отраслевое объединение - объединение вертикальное, т.е. включает в себя малые, крупные и средние предприятия конкретной специализации. И никого не интересует, в каких условиях находятся в этих объединениях МП. Получают ли они нужную информацию, участвуют ли они в совместных тендерах? Или там все решают только компании, близкие к руководству?
Всяко бывает. Мне говорили, что есть объединение, где главная цель которого (значит и предприятий, входящих в него) сделать руководителя депутатом в ГД. Разве можно в такой ассоциации говорить о малых предприятиях? Вот и получается, что для отраслевых объединений необходим общественный антимонопольный контроль за состоянием малых предприятий в этих объединениях и создание (возможно) специальных условий для их развития. Кто может заняться этим - ТПП РФ и «ОПОРА России» - больше некому.
Евгений Максимович брал на себя обязательство перед Президентом РФ защищать малые предприятия в системе палат - пусть постарается, это очень деликатное дело.

6.  Трудно обвинить нынешнюю власть в абсолютном невнимании к проблемам малого предпринимательства. Одно из посланий президента РФ, затем заседание Госсовета наметило пути решения проблем МП. Однако, через год после этих знаменательных событий исследования, проведенные «ОПОРой России» показали, что процент выполнения рекомендаций Президента и Госсовета составляют соответственно 7% и 11%. Кризис власти? Конечно! Преодолен ли он сегодня, со сменой команды и началом реформ? Нет. Попытка отмены 88 закона без достойной замены (альтернативы) - яркое свидетельство этому.

Чего стоит провозглашенная на 5 Всероссийской конференции малого бизнеса необходимость социальной ответственности малых предпринимателей? Что это? Некомпетентность? Незнание проблемы? Какая еще нужна социальная ответственность малого бизнеса? Мало того, что «всех собак уже повесили» на МП, но пытаться призывать к тому, что уже является главным следствием работы МП - создание рабочих мест, трудоустройство выброшенных в результате реформ людей, самозанятость, налоги в бюджет - либо некомпетентность, либо еще хуже - продолжение монолога власти.

7.  Каждые 2 года в своих аналитических статьях по проблемам МСП, когда доходит очередь писать, что во всем мире малый и средний бизнес является основой формирования среднего класса, хочется поискать резервы, найти перспективы для формирования его у нас в России. Сегодня вряд ли можно с оптимизмом говорить об этом.
Ведь малый бизнес и средний класс - это угроза нынешней бюрократии, уровень их деградации вследствие уровня развития бюрократии. Слова о диверсификации экономики, ориентация на «точки роста», так и останутся словами, особенно на фоне роста цен на горючее, задираемых до мирового уровня нефтебаронами. Опять все зависит от того, будет ли правление власти в интересах народа или от имени народа, как последние годы.

8.    Трудно давать конкретные советы по развитию в стране малого предпринимательства. Ясно одно, должна быть выработана четкая программа развития страны, где малое предпринимательство станет движущей силой экономических реформ практически во всех сферах нашей экономики, а не наоборот, как сейчас. И, наверное, это должно серьезно отразиться на количестве представителей МП в Совете по конкурентоспособности и предпринимательству в правительстве РФ.

9. Данная часть статьи подводит итог описанному в предыдущих восьми, определяя приоритет. В своей книге «Теория интеллекта» (Москва, «СиДи ПРЕСС», 2001 год) Арнольд Казьмин предложил «ключ» к административной реформе, которую не способна провести нынешняя власть в интересах развития государства и общества (сами себя реформируя).

«...Новое знание входит и в состав проекта решения проблемы преобразования общественных институтов, а главное - формирования представительского корпуса аппарата управления государством как задачи организации стратегии выживания любого социального организма... Поскольку доказано, что только личность, обладающая высоким уровнем нравственности, может участвовать в поисках благого бытия, то наличие этого главного качества и должно быть основным при формировании органов управления любого человеческого сообщества».

Эта книга за последние полгода стала моей настольной. Говорят, что она произвела фурор на Лейпцигской книжной ярмарке 2003 году. Россия всегда была богата золотыми самородками и Арнольд Константинович - ярчайшая звезда. Вот только политика в нашей стране, кажется, до сих пор остается делом безнравственных людей. Будут ли востребованы такие люди, как Казьмин, сегодня? Хочется верить, что да! Тогда на вопрос о кончине малого бизнеса можно будет ответить отрицательно.

«И так, во всем, как хотите, чтобы с вами поступила люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Одно из положений Нагорной проповеди Иисуса Христа Мф.7.12)

Илья Хандриков,
предприниматель, Вице-президент российской ассоциации «СИЗ»
Член Президиума Н.П. «ОПОРА»

Комментарии   

# RE: Конец малого бизнеса?!Хандриков Илья 22.02.2011 14:46
Может быть дату статьи указать в начале?
Ответить
# RE: RE: Конец малого бизнеса?!Храмов Игорь 22.02.2011 14:47
Ага - прям под Горацием...
Вот хохоту то будет
Ответить
# RE: Конец малого бизнеса?!RUSTAM A. 22.02.2011 22:10
Уважаемый Илья Николаевич!Спасибо за статью.Полностью согласен с Вашим анализом,сложившейся ситуацией в стране.Лицемерие,лицемерие и ещё раз лицемерие.Вот что правит нашей страной.Малый бизнес практически задушен железной рукой умелых чиновников.Не знаю как средний и крупный бизнес поживает,но думаю там тоже несвободные, жёсткие правила игры,которые диктует государство в лице чиновников.Слепцы ведут всех нас к пропасти,а может уже и достигли своей цели?Арнольд Казьмин мешает хлебать пойло из корыта,пока не отогнали. Илья Николаевич,а может быть закончились игры в малое предпринимательство? Слоны,носороги,бегемоты,а может и сам медведь разорвал зайчишку? Это конец не малому предпринимательству,а конец основе государственности.Когда самозанятому населению страны бьют по рукам и остальным частям тела,превращая его в безинициативное стадо-это ведёт к стогнации общества,а может и к загниванию оного.Действительность заставляет делать неутешительные выводы-в стране присутствует только монолог власти,как Вы заметили.Исторически это всегда приводило к неутешительным итогам.Ах, как хочеться просто работать и получать от этого удовольствие! Не дают!!!
Ответить
# RE: Конец малого бизнеса?!Roma 22.02.2011 23:25
Пока ОПОРА вместе с Борисовым с жадностью смотрит в пасть властям, малый и микробизнес деградировали и по-большей части разорились. Создается ощущение что Борисова специально родили в Администрации чтобы без лишних конвульсий придушить мелкого частника, под сладкие улюлюканья ОПОРЫ.
Ответить
# RE: Конец малого бизнеса?!Хандриков Илья 23.02.2011 10:55
Этой статье почти 7 лет. Сегодня - завтра Игорь опубликует продолжение - "Конец малого бизнеса 2. ОПОРа России", написанное шесть лет назад, тогда все будет понятно до конца. Меня вынудила опубликовать эти статьи заявление Романа. Но не только ОПОРа гнилая. К сожалению еще один институт - ТПП, превратился в гнилое болото! При путинской власти все гниет, все воняет!
Ответить

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

РЕКЛАМА: