Войти

Кризис без конца

khramov

В начале финансового кризиса, когда многие сворачивали свой бизнес, он его только разворачивал: создание и продвижение интернет-сайтов и в кризис оказалось делом прибыльным (см. The New Times № 6 от 16 февраля 2009 года). Однако спустя почти два года Игорь констатирует — выживать стало сложнее. «Круг заказчиков сокращается, — говорит Храмов. — Многие разоряются или снижают свои издержки до минимума». В пример он приводит двух своих клиентов: кафе на Клязьминском водохранилище, которое сейчас теряет помещение из-за рейдеров, и интернет-каталог женской одежды, который уже год обещает Храмову деньги, но вряд ли их найдет: конкуренция с крупными производителями для него оказалась непосильной.

«Как мы вошли в состояние кризиса в 2008-м, так по сей день в нем и живем, — констатирует предприниматель. — Никаких надежд на перемены в связи с выборами лично у меня нет». Именно поэтому бизнесмен по-прежнему ведет свое дело один и не торопится создавать серьезную компанию, хотя все возможности для этого есть. «И люди, и средства в наличии, — говорит Игорь, — но не рискую брать ответственность за средства и персонал, поскольку при нынешней власти не уверен в перспективе».

Всегда считал, что перед публикацией неплохо было бы знакомить интервьюируемого с предварительным материалом.

Всё вроде правильно, но нюансы...

...Круг заказчиков сокращается...

У меня он НЕ сокращается.
Но прирост клиентской базы слабоват на фоне её же убыли.
Трое новых пришли - двое старых к тому времени либо напрочь сдулись, либо бюджет(продвижения, рекламы) сократили в разы, что не менее печально.
Зато те, кто остаётся на плаву - работают со мной на долгосрочной основе. И по три, и по пять (ещё из прошлой жизни) лет.

А вот доход не растёт - это факт.
Нет, ну в абсолютном исчислении стало больше.
Но с поправкой на растущую стоимость жизни - отнюдь...

...и интернет-каталог женской одежды... который попросту умер, едва осилив предоплату по проекту.
Аналогичная судьба постигла и торговую площадку душевых кабин.
Заморожены до лучших времён проекты интернет-аптеки и магазина фототехники...

Тем не менее - загрузка постоянная.
Наверное друзья заметили, что и в ЖЖ поубавилось постов - нет времени...

А вот портал "Честный рынок" продолжаю тянуть - из последних сил, но стараюсь не забросить, как минимум... Люблю я его - детище родное...

Потолок возможностей исчерпан. Физически исчерпан.
Я даже не рекламируюсь и не пиарюсь практически никак - не могу работать больше, чем работаю...

Значит надо либо поднимать цены, либо...
Либо переходить на уровень эксплуататора, со всеми вытекающими и вте(Ы)кающими последствиями.

На самом деле - бизнес мог бы весьма интенсивно развиваться.
Это не предположение, а факт.
У айтишников есть свои преимущества перед другими видами деятельности - мы народ весьма многоотраслевой. Т.е. пока рынок существует в принципе - безработица нам грозит едва ли.

Но вот долго ли он просуществует этот рынок то?

Ведь мутить контору - это не щи ложкой хлебать!
Арендовать офис; нанимать персонал; закупать технику...
Первое время о прибыли надо забыть. Да и в принципе доход на первых парах на семейном бюджете отразится неслабо...

А дальше что?
Вот так годик потрепыхаться, а там, глядишь, и большой кирдык настанет...

И что? Закрывать офис? Увольнять персонал? Распродавать технику?
Возвращаться в вольные художники?

Опять нервы... опять облом... депрессия... поскуливающее ощущение лузерства в глубине души.
А в ней и так не всё комфортно...

Если честно - не только этот бизнес можно было бы раскручивать.
Есть ещё темы, которые надо лишь снять с консервации - заправить топливом (финансами) - и можно сразу в бой...
Опять таки - надолго ли?

Хорошо отразил подобные ощущения Костя Таратыркин заголовком одной из своих статей - "В ожидании отчаяния"...

Так сегодня живёт большая часть малого бизнеса - пытаясь уберечь неумолимо тающий семейный бюдет и не помышляя о хоть каком-либо развитии.

А ведь могли бы и горы сворачивать - ума и энергии нам не занимать!

Увы - не в этой стране и не в это время...

Оригинал на garry-kh.livejournal.com...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

РЕКЛАМА: