Войти

ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ о проекте Закона города Москвы «О защите населения города Москвы от табачного дыма»

ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

о проекте Закона города Москвы
«О защите населения города Москвы от табачного дыма»

Оценка Законопроекта

В целом нормы Законопроекта можно разделить на две группы:

  • нормы, вторгающиеся в исключительную компетенцию Российской Федерации;
  • нормы, являющиеся избыточными, так как соответствующие правоотношения уже урегулированы законодательством г. Москвы, либо некорректными.

1.1. Нормы Законопроекта, вторгающиеся в исключительную компетенцию Российской Федерации

К числу таких норм следует отнести:

  • статья 1 (цели Закона);
  • статья 2 (определения);
  • статья 7 (места и помещения, в которых запрещается курение табака);
  • статья 9 (предупреждения о вреде потребления табачных изделий и вредном воздействии табачного дыма);
  • статья 11 (ответственность за нарушение настоящего Закона).
Из 12 статей Законопроекта почти половина имеет признаки неконституционности, которая состоит в незаконном вмешательстве в предметы исключительного ведения Российской Федерации, а именно: в вопросы технического регулирования (ст.2), ограничения потребления табака в части установления перечня мест, где курение запрещено (ст.7), и требования о предупредительных надписях о вреде потребления табака (ст.9), введения административной ответственности региональным законодательством за нарушения запретов и ограничений, которые могут быть установлены только федеральным законодательством (ст.11).

 

Все эти вопросы не относятся к предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации, а являются исключительной компетенцией Российской Федерации, так как связаны с ограничением прав  и свобод человека и гражданина.

Ни законодательство о техническом регулировании, ни законодательство об ограничении курения табака, ни законодательство о рекламе не предусматривают правового регулирования соответствующих правоотношений субъектами Российской Федерации. Это – предметы исключительного ведения Российской Федерации. Исходя из этого, и административная ответственность за нарушение установленных ограничений может быть введена только Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, но не кодексами об административных правонарушениях субъектов РФ.

Положения указанных статей Законопроекта противоречат части 3 ст.55, части 1 ст.76 Конституции РФ.

1.2. Избыточные и некорректно изложенные нормы Законопроекта

Законопроект содержит избыточные и некорректно изложенные нормы.

1.2.1. Статья 3 Законопроекта содержит норму о «правовой основе защиты населения города Москвы от табачного дыма».

Норма изложена некорректно. Ссылки на Конституцию РФ и федеральные законы (не говоря уже о ратифицированных международных договорах Российской Федерации) неправомерны, так как эти нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области технического регулирования, рекламы, ограничения курения табака,  не предусматривают вмешательства субъектов Российской Федерации в рассматриваемые правоотношения.

В соответствии с частью 3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, данная статья Законопроекта являет собой попытку «узаконить» нелигитимное вмешательство субъекта Федерации – города федерального значения Москвы – в предмет исключительного ведения Российской Федерации.

Не могут исправить эту ситуацию и ссылки в ст.3 Законопроекта на Устав г. Москвы, а также иные правовые акты указанного субъекта Федерации.

1.2.2. Все положения ст.4 Законопроекта (реализация государственной политики в сфере охраны здоровья населения города Москвы в направлении защиты населения города Москвы от табачного дыма) являются декларативными и не имеют самостоятельной правовой нагрузки, в связи с чем избыточны.

Аналогичные замечания касаются ст.5 Законопроекта («профилактика курения табака среди населения города Москвы»).

Кроме того, значительная часть положений статьи 5 дублирует положения статьи 4 Законопроекта, так как «профилактика курения» является составной частью «мер по охране здоровья», «мер по защите населения» и т.п.).

1.2.3. Ссылка в части 2 ст.6 Законопроекта на законодательство Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд является избыточной, так как не имеет самостоятельного правового содержания.

1.2.4. Некорректной и избыточной является ст.10 Законопроекта, которая устанавливает запрет на использование объектов собственности города Москвы для рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей.

Во-первых, законодательный орган субъекта Федерации не вправе вмешиваться в регулирование отношений в сфере рекламной деятельности (см. ст.4 ФЗ «О рекламе»).

Во-вторых, если субъект Федерации не считает нужным размещать соответствующую рекламу на объектах своей собственности, то он и не заключает договоры на распространение такой рекламы, для этого не нужно издавать закон, достаточно направить распоряжение организациям, владеющим соответствующей собственностью. Указанные договоры не являются публичными, и все эти вопросы уже урегулированы Гражданским кодексом РФ.

1.2.5. Часть 2 ст.8 Законопроекта избыточна и некорректна, так как в искажённой форме повторяет часть 1 ст.10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,игнорирующей иные важные положения указанного закона, а именно:

- в статье 1 в качестве основополагающей цели государственного регулирования торговой деятельности установлено обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности и баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;

- согласно статье 15 органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В частности, запрещается введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации и дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в предоставлении доступа к объектам инфраструктуры.

1.2.6. В части 5 статьи 1 Федерального закона  от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" исключаются полномочия субъекта Российской Федерации регулировать отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, коими являются табачная товарная категория, когда порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров.

Комментарии   

# RE: ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ о проекте Закона города Москвы «О защите населения города Москвы от табачного дыма» Храмов Игорь 15.04.2011 13:02
Интересная манера публиковать документы без указания авторства, Рома.... Или это ты лично давал экспертное заключение по данному вопросу?
Ответить
# RE: ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ о проекте Закона города Москвы «О защите населения города Москвы от табачного дыма» Рома 16.04.2011 17:43
За что продали, за то и отдаю. Как только авторы объявятся сразу укажу их. ОК?
Ответить
# RE: RE: ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ о проекте Закона города Москвы «О защите населения города Москвы от табачного дыма» Храмов Игорь 16.04.2011 18:18
А ты потормоши там эту публику! Документ без авторства - это совок какой-то, чеслово... Типа решение партии и правительства ((
Ответить

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

РЕКЛАМА: