Войти

Федеральный Закон "Об ограничении потребления табака" (проект)

broken-cigarette

Вносится депутатами
Государственной Думы
Н.Ф.Герасименко, О.Г.Борзовой,
С.В.Железняком, В.Ф.Звагельским,
С.А.Марковым, Б.Л.Резником,
В.Р.Мединским, Э.Г.Глубоковской,
С.И.Колесниковым, В.А.Стальмаховым,
М.Л.Шаккумом, С.В.Хоркиной,
О.А.Куликовым, А.М.Чухраевым,
Л.К.Шойгу, И.К.Родниной,
Н.В.Герасимовой, Р.А.Шлегелем,
И.А.Яровой, С.Т.Пекпеевым,
А.А.Карелиным; членами Совета
Федерации Л.Б.Нарусовой,
К.А.Титовым, В.А.Петренко,
В.А.Фетисовым

Проект
12.04.2011

Ф Е Д Е Р А Л Ь Н Ы Й З А К О Н
Об ограничении потребления табака

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон разработан в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака и определяет правовые основы ограничения потребления табака в целях снижения заболеваемости и смертности населения, а также реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) табак - растение рода Nicotiana семейства пасленовых видов Nicotiana Tabacum, Nicotiana Rustica, возделываемое в целях получения сырья для производства табачных изделий;
2) табачные изделия - продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья;
3) потребление табака – курение, нюхание, жевание, сосание табачных изделий;
4) курение табака - вдыхание дыма тлеющих табачных изделий;
5) окружающий табачный дым - табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе закрытых помещений, в которых осуществляется курение табака.
6) услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий – услуги по организации и показу концертов, спектаклей, театральных и цирковых представлений, театрализованных праздников, проведению фестивалей;
7) торговые объекты специализированного назначения по торговле табачными изделиями – торговые объекты, осуществляющие розничную продажу табачными изделиями и сопутствующими товарами (товарами, используемыми при потреблении табака).

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об ограничении потребления табачных изделий

Законодательство Российской Федерации об ограничении потребления табачных изделий состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Статья 4. Полномочия федеральных органов государственной власти в области ограничения потребления табака
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области ограничения потребления табака относятся:
1) установление и проведение единой государственной политики в области ограничения потребления табака;
2) разработка национальных программ, направленных на сокращение потребления табака;
3) принятие и изменений нормативных правовых актов Российской Федерации в области ограничения потребления табака, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением;
4) пропаганда знаний о вреде потребления табачных изделий.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области ограничения потребления табака

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области ограничения потребления табака относятся:
1) разработка региональных программ, направленных на сокращение потребления табака;
2) принятие и изменений нормативных правовых актов субъектов в области ограничения потребления табака, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением;
3) пропаганда знаний о вреде потребления табачных изделий;
4) установление дополнительных ограничений на потребление табака сверх установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Права органов местного самоуправления в области ограничения потребления табака

Органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные ограничения на потребление табака сверх установленных настоящим Федеральным законом и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 7. Регулирование деятельности по розничной продаже табачных изделий

1. Розничная продажа табачных изделий в городских поселениях должна осуществляться в стационарных торговых объектах, либо в нестационарных торговых объектах специализированного назначения по торговле табачными изделиями.
2. Запрещается розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук сигарет в каждой потребительской упаковке (пачке), продажа сигарет и папирос поштучно.
3. Запрещается розничная продажа табачных изделий дистанционным способом продажи (в том числе через Интернет и иные электронно-цифровые информационные системы общего пользования), розничная продажа табачных изделий по образцам, разносная торговля табачными изделиями, а также торговля табачными изделиями с использованием торговых автоматов.
4. Запрещается изготовление и розничная продажа конфет, закусок, игрушек или иных предметов в форме табачных изделий.
5. Запрещается розничная продажа товаров, находящихся с табачными изделиями в одной упаковке.
6. Запрещается розничная продажа табачных изделий:
в образовательных учреждениях всех типов, а также на расстоянии менее 100 метров от них;
в организациях здравоохранения;
в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных организациях и объектах спорта;
в танцевальных и развлекательных клубах, во время проведения культурно-массовых мероприятий;
на всех видах общественного транспорта, включая автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт общего пользования, внутренний водный и морской транспорт, всех видов городского и пригородного сообщения, а также воздушный транспорт.

Статья 8. Запрещение розничной продажи табачной продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет

1. На территории Российской Федерации не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.
2. В местах продажи табачных изделий должно быть размещено объявление о запрете продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.
3. Продавцы табачных изделий должны удостовериться в том, что покупатель табачных изделий достиг 18-летнего возраста. При наличии сомнений в достижении покупателем табачных изделий 18-летнего возраста продавцы табачных изделий обязаны потребовать от покупателя табачных изделий предъявить документ, удостоверяющий его личность и содержащий сведения о его возрасте. При отказе покупателя табачных изделий от предъявления такого документа продавцы табачных изделий обязаны отказать в продаже табачных изделий.
4. Нарушение частей 1-3 настоящей статьи влечет привлечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и продавцов табачных изделий к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Статья 9. Места и организации, в которых запрещается или ограничивается курение табака

1. В целях снижения вредного воздействия окружающего табачного дыма курение табака полностью запрещено:
1) на территории и в помещениях образовательных организаций;
2) на территории и в помещениях организаций здравоохранения;
3) на территории и в помещениях организаций культуры, в физкультурно-спортивных организациях и объектах спорта;
4) на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, включая городской и пригородный водный транспорт;
5) на воздушном транспорте;
6) в организациях, осуществляющих деятельность по оказанию услуг населению, в том числе развлекательных;
7) в помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
8) в местах массового отдыха, при проведении спортивно-зрелищных мероприятий;
9) в кабинах лифтов.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2015 года вводится переходный период в течение которого в ресторанах, барах, кафе, развлекательных клубах, торговых центрах, гостиницах, на рабочих местах, в помещениях инфраструктуры железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэровокзалов и других вокзалов, мест и пунктов ожидания транспорта и транспорте дальнего следования курение табака допускается в специально отведенных помещениях для курения табака, оснащенных эффективными системами вентиляции, соответствующими требованиями, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в случае если по решению собственника такие помещения организованы.

Статья 10. Ограничение курения табака в помещениях организаций общественного питания

1. В помещениях организаций общественного питания, имеющих несколько залов обслуживания, должны быть выделены изолированные залы для принятия пищи, в которых запрещается курение табака, и изолированные залы для принятия пищи, в которых разрешается курение табака, в том числе табака для кальяна. При наличии одного зала обслуживания курение табака разрешается в специально отведенных помещениях для курения табака.
2. Изолированные залы, в которых разрешается курение табака, в помещениях организаций общественного питания должны занимать не более пятидесяти процентов от общей площади обслуживания посетителей.
3. Помещения организаций общественного питания, в которых разрешается курение табака, должны быть оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции.
4. В случае полного запрета на курение в помещении организации общественного питания отведение специально отведенных помещений для курения табака не требуется.

Статья 11. Организация специально отведенных помещений для курения табака

1. На работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных помещений для курения табака, за исключением зданий, помещений, мест и организаций, в которых курение табака запрещено настоящим Федеральным законом, решением работодателя, собственника помещения или законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
2. В специально отведенных помещениях для курения табака запрещается прием пищи.
3. Специально отведенные помещения для курения табака должны быть оборудованы системой вентиляции воздуха и обозначаться специальными информационными знаками. Требования к специально отведенным помещениям для курения табака утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности.
4. Функции по контролю и надзору за соблюдением правил организации специально отведенных помещений для курения табака возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности.
5. Нарушение положений настоящей статьи влечет привлечение юридических лиц и должностных лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Пропаганда знаний о вреде потребления табачных изделий

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в сфере культуры, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, обязаны через средства массовой информации регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде потребления табачных изделий.
2. В целях реализации положений настоящего Федерального закона основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования должны содержать разделы, касающиеся воздействия на организм человека потребления табака.
3. Не допускаются демонстрация курения табачных изделий во вновь создаваемых телевизионных и художественных фильмах, спектаклях, телепрограммах. Демонстрация курения табачных изделий общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации запрещается, за исключением социальной рекламы о вреде потребления табака.
4. В целях разъяснения вреда потребления табачных изделий и влияния на здоровье человека федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, в пределах их полномочий могут обеспечивать размещение в средствах массовой информации, социальной рекламы и других информационных материалов о вреде, который наносят здоровью человека, и прежде всего здоровью детей и молодежи, потребление табачных изделий и вдыхание табачного дыма, пропагандировать здоровый образ жизни.
5. Субъектами Российской Федерации должны быть разработаны и приняты региональные программы, направленные на снижение потребления табака.

Статья 13. Профилактика потребления табачных изделий и лечение табачной зависимости

1. Медицинские работники организаций здравоохранения всех видов организационно-правовых форм обязаны в соответствии с установленным порядком:
1) вести пропаганду медицинских знаний по вопросам профилактики заболеваний, вызванных курением табачных изделий либо другим способом их потребления;
2) давать практические советы по здоровому образу жизни и разъяснения о вредных последствиях для здоровья человека курения табачных изделий либо другого способа их потребления, а также о вредном воздействии табачного дыма на организм человека и прежде всего детей и молодежи;
3) оказывать лицам, желающим избавиться от табачной зависимости, соответствующую медицинскую помощь;
4) порядок оказания медицинской помощи разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
2. Организации здравоохранения всех видов организационно-правовых форм обязаны размещать наглядную информацию о вредных последствиях для здоровья человека курения табачных изделий либо других способов их потребления, вредном воздействии табачного дыма на организм человека, практические советы по здоровому образу жизни, рекомендации об отказе от курения либо другого способа потребления табачных изделий.

Статья 14. О признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Признать утратившими силу:
1) Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942);
2) Федеральный закон от 31 декабря 2002 года № 189-ФЗ «О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 1, ст. 4);
3) Федеральный закон от 1 декабря 2004 года № 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 49, ст. 4847).

Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу через 180 дней со дня его официального опубликования.
Специально отведенные помещения для курения табака должны быть отведены и оснащены в течение одного года со дня опубликования настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации

Комментарии   

# ПОДДЕРЖИТЕ АКЦИЮRoma 30.12.2010 14:06
Пройдите по ссылке и поддержите наши усилия по недопущению монополизации табачного розничного рынка сетевыми монстрами:

http://democrator.ru/problem/3730
Ответить
# статья №9Дмитрий Михайлович 19.02.2012 17:43
У меня постоянно курят прямо в подъезде, в квартиру тянет очень сильно. Закономерный вопрос: почему в лифте курить запрещено, а в подъезде нет?
Ответить
# Статья №6Дмитрий Михайлович 19.02.2012 17:55
В моём городе(Старый Оскол, Белгородской области) невыносимо ездить в общественном транспорте, накурено так что дышать нечем. Уже 5 лет обращаюсь в администрацию города, на что получаю отписки. Когда прихожу лично в транспортный отдел, мне начинают жаловаться что мера накозания законом не предусмотрена. И пока не будет соответствующих поправок в нашей стране будет вот так: http://www.youtube.com/watch?v=sCdSy_8b4Ig&feature=related
Ответить

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

РЕКЛАМА: