Войти

Отделить бизнес от власти и власть от бизнеса

Опросы предпринимателей по перспективам улучшения состояния МСП: 13% на ВДЧР (www.vdcr.ru), 19% Альянс медиа - верят в улучшения. Почему так мало? 19 мая на круглом столе, проведённым ВДЧР, «Что ждёт малый и средний бизнес в России?», было выражено отношение к указу Медведева: «Ни один президент не станет вступать в настоящую борьбу с бюрократией! Пробить эту вязкую всепоглощающую толщу невозможно!»...

 

Илья Хандриков, председатель Оргкомитета Всероссийского Движения «За Честный Рынок»

(из выступления на всероссийском форуме «Малый . и средний бизнес – основа социально- . . экономического развития России в XXI веке».)

 

Опросы предпринимателей по перспективам улучшения состояния МСП: 13% на ВДЧР (www.vdcr.ru), 19% Альянс медиа -  верят в улучшения. Почему так мало?

19 мая на круглом столе, проведённым ВДЧР, «Что ждёт малый и средний бизнес в России?», было выражено отношение к указу Медведева: «Ни один президент не станет вступать в настоящую борьбу с бюрократией! Пробить эту вязкую всепоглощающую толщу невозможно!»

За последние годы количество чиновников увеличилось с 1млн. до 1млн.600тыс. чел. Какой всплеск коррупции спровоцировали власти? Ведь 600тыс. человек ещё не обстроились (дачи, квартиры, машины, учёба детей за границей).  Необходимо сократить как минимум на 500тыс.человек количество чиновников.

В прошлом году Виктор Плескачевский привел статистику: более 75% собственности в России принадлежит государству и только 25% - частная. Но кто является хозяином этих 75% и 25%? - Чиновники и представители силовых структур (прямо или косвенно).

Как идёт приватизация государственной собственности показывает пример г. Тулы. Она напоминает рейдерские захваты в интересах аффилированных структур.

Как же изменить сложившуюся ситуацию?

Мы должны от имени государства и при содействии гражданского общества обеспечить три элементарных условия.

  1. Установление и защиту прав своих граждан – прав свободы и прав собственности.
  2. Установление и защиту правил честной конкуренции.
  3. Снижение издержек, которые несут участники экономического процесса из-за исполнения правил, установленных государством.

Главной проблемой, препятствующей достижению этих трех условий, является соединение власти и собственности в одних и тех же руках. Отделить власть от бизнеса и бизнес от власти – в этом главная задача развития институтов экономики, которая решается только при полновесном усилении роли общества. Не очень трудно принять законы, трудно добиться их исполнения, если нет реального общественного контроля, который не позволит власти и бизнесу сращиваться между собой.

Пока денежная мотивация является для носителей власти более важной, чем политическая, государственные компании будут использоваться как карманы тех или иных группировок во власти; правила будут превращаться в административные барьеры для изъятия бюрократической ренты; «семейные предприятия» чиновников будут единственным растущим сектором экономики; на рынке будет происходить колоссальный передел в интересах компаний, аффилированных с властью и особенно с её силовыми группами, жертвами которого оказываются целые сектора малого бизнеса (самые незащищенные).

Власти не нужен прозрачный, честный бизнес, так как им нельзя будет легко управлять и обирать; налоговое бремя для малых и средних предприятий является чрезмерным, поскольку невозможно одновременно платить налоги власти за то, что она должна обеспечивать правопорядок, и платить ренту властной «крыше»  потому, что этого правопорядка нет.

До тех пор, пока бизнес будет пользоваться властью как основным инструментом своего роста, тарифы за монопольные услуги останутся способом налогообложения граждан и предприятий в пользу небольшого количества частных лиц; «свобода конкуренции» будет выражаться в дискриминации массы предприятий в пользу тех, кто имеет связь с властью; принятие хозяйственного законодательства будет решать проблемы отдельных компаний, нанося ущерб всей экономике в целом. Слияние бизнеса с властью определяет неэффективность экономического развития и непрерывное унижение для большинства участников экономических процессов.

Отсюда следует, что главной задачей является принятие мер для отделения бизнеса от власти, власти от бизнеса, и усиление контроля общества за разделением бизнеса и власти.

Отделение власти от бизнеса

Необходимы меры, которые лишат чиновников возможности получать доходы, используя свое контрольное и управляющее положение в отношении экономических субъектов. 

  1. Запрет для обладателей законодательной, исполнительной и судебной власти входить в советы директоров государственных компаний и компаний с государственным участием, а тем более возглавлять эти советы. Интересы государства в управлении такими компаниями должны обеспечиваться путем внешнего контроля и аудита.
  2. Запрет государственным компаниям и компаниям с государственным участием осуществлять операции с посредниками, среди учредителей которых есть носители власти или члены их семей. Соответственно, должны быть запрещены и операции с компаниями, учредители которых анонимны.
  3. Отмена механизма государственного лицензирования экономической деятельности (с заменой уведомительной регистрации и режимом финансовых гарантий на основе страхования или взаимного страхования) за исключением лицензирования для целей квотирования ограниченных ресурсов.
  4. Развитие конкуренции в предоставлении экспертных и сертификационных услуг, и запрет на деятельность в этой сфере близких родственников государственных чиновников.
  5. Законодательное установление обязательной бюджетной компенсации затрат хозяйствующих субъектов, возникающих в связи с введением новых требований к ним со стороны органов власти или управления.
  6. Делегирование саморегулируемым организациям прав надзора и контроля
  7. Преобразование контрольно-надзорных органов в независимые  правительственные агентства с коллегиальным управлением.
  8. Распространение на все фазы государственного контроля в экономике (включая действия правоохранительных сил) процедурных ограничений, связанных с выдачей указаний на проведение проверки, присутствия адвокатов
  9. Снижение издержек пользования судебной системой и создание альтернативных возможностей судебного решения споров.
  10. Формирование оценочных критериев деятельности всех государственных органов в области оказания государственных услуг на основе стандартов оказания услуг, которые в свою очередь по закону должны базироваться на так называемых «хартиях граждан», т.е. приоритетах спроса граждан и бизнеса на количество и качество оказываемых государством услуг. На этой основе налоги будут выступать как реальная плата за государственные услуги, а не как дань, собираемая чиновниками.

Отделение бизнеса от власти

Необходима система мер, препятствующих реализации монопольных преимуществ отдельных компаний путем воздействия на принятие государственных решений. Для этого необходимо:

  1. Принятие законодательства о лоббировании с обязательством публичного объявления о наличии частных интересов.
  2. Введение гласной, открытой, состязательной процедуры утверждения тарифов естественных монополий с участием заинтересованных групп бизнеса.
  3. Выведение из состава правительства и передача под контроль парламента государственного антимонопольного органа с введением коллегиального (комиссионного) управления этим органом и обязательным общественным мониторингом его деятельности.
  4. Законодательное введение обязательной независимой экспертизы предлагаемых законопроектов, экспертизы законопроектов на коррупциогенность.
  5. Снижение налогового бремени. Использование инструмента налоговых каникул для малых предприятий, создающихся в общественно-значимых сферах экономической деятельности.
  6. Законодательная поддержка развития различных форм взаимопомощи малого бизнеса в кредитной, страховой и иных сферах, способствующих консолидации малого бизнеса в финансово–хозяйственных сетях и повышению его общественного влияния.
  7. Установление законодательного регулирования правил перехода чиновников на менеджерские позиции в бизнесе с определением «карантинного периода» и возможности общественного или парламентского расследования связи предшествующей деятельности чиновника с интересами компании, предложившей работу.
  8. Принятие законодательства об обязательной диверсификации пакетов собственности лиц, вступающих в исполнение функций исполнительной, законодательной и судебной власти, и членов их семей с целью нейтрализации экономических инструментов доминирования этих лиц в хозяйствующих субъектах.

Контроль общества за разделением бизнеса и власти

Общественный контроль, основанный на реальных интересах различных групп населения, необходим для обеспечения действенности принимаемых законодательных мер. Общественный контроль должен быть обеспечен организационными и финансовыми ресурсами.

  1. Законодательно установить покрытие за счет бюджета издержек проведения общественного мониторинга деятельности государственных органов с распределением средств на основе конкурса, организуемого независимыми комиссиями, уполномоченными парламентом.
  2. Законодательно установить покрытие издержек на проведение независимых экспертиз с целью оценки регулирующего воздействия и коррупциогенности предлагаемых законопроектов с распределением по конкурсу.
  3. Установить статус заинтересованного лица для представителей организаций различных групп общества и бизнеса, интересы которых могут быть затронуты законопроектом, с обязательным привлечением заинтересованных лиц к оценке законопроекта, составлением протокола согласий-разногласий, представляемого парламенту.
  4. Законодательно предоставить право исков в защиту неопределенного круга лиц общественными объединениями и некоммерческими организациями по всем вопросам неправомерного вмешательства государства в экономическую деятельность, либо незаконного воздействия бизнеса на принятие государственных решений.

Реализация предлагаемого пакета мер представляет собой радикальное изменение институтов, которое может быть успешным и результативным только при условии достаточно высокой степени согласия разнообразных общественных групп (в том числе и некоторых групп, которые проигрывают вследствие этих изменений). Поэтому целесообразным является применение инструментов амнистий, легализации, компенсаций для тех групп, которые имели выгоды от сращивания собственности и власти, но готовы отказаться от использования монопольных преимуществ от аффилирования власти и собственности.

Эта программа рекомендована участниками секции по противодействию коррупции для принятия  всероссийским форумом «Малый и средний бизнес – основа социально-экономического развития России в XXI веке». 

Комментарии   

# Николай Смирнов 27.05.2008 16:26
можно еще добавить меры:
- редуцировать обязательные требования к продукции и хозяйственным процессам до минимально необходимых с точки зрения обеспечения общественно приемлемого уровня безопасности и принять их форме федеральных законов о технических регламентах;
- ввести возможность отмены правил хозяйственной деятельности, введенных с нарушением процедур оценки регулирующего воздействия и общественного обсуждения, а также по результатам общественного мониторинга и экспертиз
Ответить
# Сантехник ПотаповСан 28.05.2008 00:49
Стихи конечно не мои. Но наблюдения за некоторыми товарищами на вчерашнем кремлёвском банкете навеяло.

Когда к невольничьему рынку
Мы завершим свой переход,
То пригласим на вечеринку
В живых оставшийся народ.

Хотя он грязный и противный
И от него несет козлом,
Пускай на ней, корпоративной,
Присядет с краю за столом.

С народом этим, ох, непросто,
Он жадно ест и много пьет
И все ж заслуживает тоста,
Поскольку среди нас живет.

Мы за него бокал наполним
И осушим его до дна,
Его историю напомним
И славных предков имена.

Потом за женщин выпьем стоя,
В селеньях русских кои есть,
За их терпение святое
И несгораемую честь.

За мужиков вставать не надо,
Не стоит, право же, труда,
Уже и то для них награда,
Что пригласили их сюда.
Ответить
# Сантехник ПотаповСан 28.05.2008 00:49
А чтоб совсем тип-топ все было,
Чтоб этот день запомнил смерд,
Собрав по штуке баксов с рыла,
Им забабахаем концерт.

Уж то-то будет всем веселья,
Уж то-то криков: «во дает!»,
Когда им спляшет Моисеев
И Надя Бабкина споет.

А после скажем всем спасибо
И под фанфары — до ворот.
…Вообще не приглашать могли бы,
Но страшен левый поворот.
Ответить
# Сантехник ПотаповСан 28.05.2008 00:51
Не забудьте при прочтении начать с нижнего поста
Ответить
# Алексей Вересов 28.05.2008 09:31
"Отделить бизнес от власти и власть от бизнеса"... и подчинить власть и бизнес интересам жизни ЛЮДЕЙ, к каковой категории
есть основания отнести как представителей власти, так и представителей бизнеса, а также представителей всех прочих
социальных групп сегодняшней России.
Ответить

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

РЕКЛАМА: