Войти

О состоянии мелкорозничной (нестационарной) торговли России

Межрегиональная Лига защиты потребительского рынка от поддельной и некачественной продукции

Заключение Общественного
Экспертного совета по вопросам
потребительского рынка России

О состоянии мелкорозничной (нестационарной) торговли России

 

Малый бизнес является основой развития любой экономики, обеспечивая её стабильность и динамичный рост. Значимость малого бизнеса в становлении государств Европы уже давно не подлежит сомнению. «Класс лавочников» — это социально-экономический фундамент государства. Вклад предпринимательства Евросоюза в бюджеты своих стран достигает 60-70%. В настоящее время в России зарегистрировано около миллиона малых предприятий, численность работников в которых не превышает 100 человек, а также более 2 500 000 индивидуальных предпринимателей.

Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в итоге уменьшается уровень безработицы. При этом предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, людей без образования, предпенсионного и пенсионного возраста, с ограниченными возможностями и т.д.

Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогают сбору налогов непосредственно с физических лиц.

Кроме того, малый бизнес лучше других выполняет еще одну очень важную функцию: он является так называемым социальным лифтом. Именно возможность организовать свое дело позволяет способному человеку, используя свои навыки и способности, самостоятельно повысить свой социальный статус и уровень жизни, а значит — дает реальную надежду миллионам. А это дорогого стоит, ведь энергия граждан, таким образом, направляется в конструктивное русло.

Очевидность роли малого бизнеса в экономике и социальной сфере страны подразумевает огромную роль государства в его развитии. Необдуманная налоговая политика, административные барьеры, а также коррупция на местном уровне являются существенными препятствиями в развитии частного предпринимательства. Поэтому действия и инициативы властей по регулированию этой сферы должны проходить во всеобщем обсуждении и анализе.

1. Вызывает недоумение непоследовательный подход к государственной политике в области поддержки малого бизнеса с применением двойных стандартов:

1.1. В то время, когда Правительством РФ в бюджет страны закладываются колоссальные финансовые ресурсы на реализацию комплекса мер по поддержке малого бизнеса, на региональном уровне проводятся «эксперименты» над малым бизнесом. Непоследовательность заявлений на федеральном и региональном уровне режет слух: с одной стороны, Президент РФ Д.А.Медведев и Председатель Правительства РФ В.В.Путин в унисон говорят о необходимости снижения административных барьеров, особенно для малого бизнеса, недопустимости так называемой «кампанейщины» и пр., с другой - субъекты РФ объявляют о новых ограничениях и безнаказанно наращивают давление на малый бизнес, пребывая в постоянном поиске новых административных барьеров. Такая непоследовательность государственной политики сказывается не только на здоровье малого бизнеса, но и подрывает доверие к власти.

1.2. Непонятны причины увеличения налоговой нагрузки на малый бизнес, сводящие на «нет» экономическую мотивацию к предпринимательской деятельности. В рамках созданного Таможенного Союза Россия-Казахстан-Беларусь российские предприниматели имеют наименее благоприятные условия бизнеса. Российское Правительство дискриминирует российский малый бизнес по отношению к казахстанскому и белорусскому. Уже сейчас отмечается переток малого бизнеса в соседний Казахстан, мотивированный более благоприятным налоговым режимом. Трудно представить, что в таких условиях Правительство Российской Федерации намерено и дальше обсуждать меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России.

1.3. Одной из ключевых проблем всех крупных российских городов, является острейшая нехватка торговых площадей, а также площадей под общепит и сферу обслуживания. Если в Европе и Северной Америке на 1000 жителей приходится 1500 – 2500 кв. метров стационарной торговой недвижимости, то в Москве этот показатель не дотягивает до 700 кв. метров, а в других городах России – еще ниже. Дефицит торговых площадей ведет к запредельным ставкам аренды на них, высоким транзакциям розничных продавцов и, соответственно, ненормально высоким розничным ценам. Разорвать этот круг можно, лишь кардинально увеличив предложение по площадям для ведения бизнеса. Но очевидно, что быстро это сделать невозможно. Исключительное значение поэтому (куда большее, чем в Европе) приобретают нестационарные объекты, восполняющие острую нехватку торговых помещений. Борьба с мелкими нестационарными торговыми объектами, которую мы видим в целом ряде городов, ведет к дальнейшему сокращению и без того недостающих площадей под торговлю, общественное питание, службу быта. Соответственно, к усилению монополизации и, как итог, росту цен.

1.4. Поправками к Федеральному закону от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» с 1 января 2013 года вводится запрет на продажу в нестационарных торговых объектах пива и слабоалкогольной продукции. Помимо этого, находящийся на публичном обсуждении законопроект Минздравсоцразвития РФ «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» предлагает разрешить продажу табачных изделий только в стационарных торговых объектах площадью не менее 50 кв.м., а также продавать табачные изделия с отдельных прилавков, находящихся на расстоянии не менее трех метров от контрольно-кассовой техники. Кроме того, предлагается ввести такую необдуманную новацию как запрет на выкладку и демонстрацию потребителю табачной продукции, то есть продавать продукт «из-под полы» и нарушать права потребителя на получение информации о продукте. Подобные нововведения приведут к значительным издержкам на переоборудование торговых точек и росту теневого оборота табачных изделий. По экспертным оценкам, в обороте нестационарных торговых объектов от 40% до 70% продаж приходится на пиво и табачную продукцию. Если исключить из их ассортимента товары данных категорий, рентабельность значительной части киосков намного снизится, что повлечет за собой массовое их закрытие. При этом, нет оснований полагать, что предлагаемые запреты обязательно должны привести к снижению потребления алкогольной и табачной продукции. Напротив, многочисленные примеры из международной практики говорят об обратном, в частности, есть большая вероятность того, что эти объемы «перетекут» в сферу незаконной торговли «с рук» или лотков.

По приблизительным оценкам, вынуждены будут закрыться более 200 000 нестационарных розничных торговых объектов, что приведет к массовым сокращениям рабочих мест в этой сфере розничной торговли. Нельзя также не учитывать то, что, как правило, мелкая розница имеет в своем ассортименте кондитерскую, хлебобулочную, мясную продукцию, которая производится в небольших кондитерских, колбасных цехах, мини-пекарнях. Зачастую мелкорозничные торговые предприятия являются единственным каналом сбыта для этих небольших отечественных производителей, в силу того, что они не в состоянии выполнить требования по ассортиментному перечню, либо географическому охвату, предъявляемые крупными торговыми сетями. Потеря единственного стабильного канала сбыта неизбежно обернется существенными финансовыми потерями вышеупомянутых производителей потребительских товаров массового спроса.

На наш взгляд, данные ограничения являются необоснованной дискриминацией мелкой розницы в пользу крупных розничных сетей как с точки зрения экономики, так и с точки зрения здравоохранения, и противоречит действующему законодательству, в частности, в сфере защиты конкуренции. Помимо негативных последствий для занятости данная мера в первую очередь осложнит ситуацию с обеспеченностью населения продовольственными товарами в сельских поселениях и малых городах, где в условиях дефицита торговых площадей киоск является основным местом приобретения продовольственных товаров первой необходимости. Есть также вероятность увеличения объема потребления алкогольной и табачной продукции, так как потребителям придется закупать данные товары впрок и в гораздо большем количестве, что прямо противоречит заявленным целям вышеуказанных законодательных инициатив.

О ситуации в мелкорозничной (нестационарной) торговле в регионах России:

2. Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности» (далее – «Постановление») предполагается разработка схемы размещения таких объектов. Схема размещения помимо вида нестационарного торгового объекта, его местоположения и размера его площади, вводит специализацию для торговых объектов, которая указывается в наименовании торгового объекта, например: «Молоко», «Гастрономия», «Ремонт обуви» и т.д. Таким образом, внедрение подобного подхода в Москве может привести к следующим негативным последствиям для развития малого бизнеса:

2.1. Государственное регулирование специализации нестационарных торговых объектов является вмешательством в свободные рыночные отношения, ограничивает свободу предпринимательской деятельности и может привести к банкротству предприятий мелкорозничной торговли в связи с тем, что специализация значительно снижает окупаемость нестационарных торговых объектов. Для потребителя такое регулирование будет также иметь негативный эффект, т.к. значительно увеличит временные затраты на приобретение тех или иных товаров первоочередного значения и приведет к росту цен на продаваемые товары, как следствие ослабления конкуренции на соответствующем рынке.

Так, например, планируется, что доля профильной продукции в киоске должна составлять не менее 80% от всех предлагаемых к продаже товаров, при том, что сегодня эта доля составляет только 50%. Если взять прессу, которая является низкорентабельным продуктом, то в условиях повышения арендной платы и других факторов бизнес получается убыточный. А чтобы он не был убыточным, все затраты покрываются за счет продажи товаров народного потребления, так называемых сопутствующих товаров. Для сравнения: в Финляндии доля прессы в таких киосках составляет только 20% от общего ассортимента, подобная ситуация наблюдается и в других европейских странах. Таким образом, по оценкам экспертов киоски с прессой сократятся в Москве на треть.

2.2. По оценкам экспертов, общее количество нестационарных торговых объектов в Москве снизится практически вдвое (с порядка 20 000 до 10 000). При этом только около 6 500 киосков останется на своем нынешнем месте, а остальные 3 500 будут выставлены на аукцион. Таким образом, количество малых предпринимателей в Москве существенно сократится, выход новых предпринимателей в мелкорозничный торговый бизнес будет невозможен, а освободившиеся объемы обеспечат дополнительную прибыль крупным торговым сетям.

2.3. Новые требования к внешнему виду нестационарных торговых объектов значительно увеличат затраты на производство и обслуживание. Стоимость самого киоска выросла с 280 до 500 тысяч рублей. Помимо того, новые торговые модули, навязанные предпринимателям Москомархитектуры, далеки от идеала. Зачастую площадь этих объектов не позволяет нормально вести предпринимательскую деятельность. А предпринимателей, торгующих из автомагазинов, у которых закончился срок действия разрешения на право торговли, Управы, Префектуры, методом давления, отключения электроэнергии, принуждают закрывать бизнес.

Наряду с этим, Москва получила уникальный опыт проведения аукционов на размещение киосков: торговых, общепита, сферы услуг. Аукционы дают одинаковые возможности всем участникам рынка. Любой предприниматель может участвовать в аукционе и приобрести столько мест и по таким ценам, какие считает для себя нужным и рентабельным. Оказалось, однако, что реальные законопослушные предприниматели столкнулись на аукционах с разного рода недобросовестными участниками и псевдо предпринимательскими структурами. Последние участвовали в аукционах исключительно с целью вымогательства «откатов» у реальных участников или с целью пересдачи объектов – самостоятельно заключать договоры и работать в их планы не входило. Вследствие чего, высокая стоимость лотов на право заключения договоров на размещение нестационарного торгового объекта (так, например, начальная цена лотов на размещение торговых модулей в районах ВАО составляет, как правило, 8000 руб. При этом итоговая стоимость разрешения на размещение нестационарного объекта площадью 8 кв. метров выросла только по одному лоту до 1 миллиона 700 тысяч рублей на три года. В ЮЗАО – по лоту на размещение объекта торговли овощами-фруктами стартовая цена – 13860 рублей, итог – 5 488 560 рублей.), может привести к потере бизнеса москвичами – предпринимателями и фермерами. Очевидно, что итоговые ставки торгов приведут к нулевой рентабельности данного бизнеса, следствием чего станет значительное повышение цен, либо прекращение деятельности соответствующего предпринимателя.

2.4. Современный этап развития торговли в Санкт-Петербурге характеризуется агрессивным наступлением транснациональных сетевых торговых корпораций.В соответствии с рядом постановлений Правительства Санкт-Петербурга были ликвидированы целые секторы мелкорозничной торговли. Программа «магазинов пешеходной доступности», позволившая за 2 года создать всего 13 объектов (притом, что значительная часть из них была просто перепрофилирована) не может быть признана успешной. Предложения по размещению малой торговли в сетевых торгово-развлекательных комплексах не актуальны как по причине ассортиментных несовпадений, так и из-за чрезвычайно высокой арендной платы (до 3.000 USD/кв.м./год).

Деятельность еще сохраняющихся объектов мелкорозничной торговли существенно осложнена действиями как ряда городских ведомств, так и (особенно) деятельностью районных администраций. Фактически прекращено не только заключение новых, но и продление старых договоров аренды на размещение объектов мелкорозничной торговли. Серьезный удар по малому бизнесу был нанесен Постановлением Правительства от 29.10.07 №1398, о том, что предприниматели, арендующие земельные участки, на которых размещены временные постройки некапитального характера, площадь которых превышает установленные этим Постановлением параметры, по окончании действия договора аренды земельного участка вынуждены были ликвидировать свои объекты. И хотя впоследствии в него были внесены некоторые изменения, принципиально ситуацию это не изменило.

Избыточная сетевизация розничной торговли наносит ущерб не только малому предпринимательству сферы потребительского рынка Санкт-Петербурга, но и всей жизнедеятельности города и области.

2.5. Введение такой практики в Москве и Санкт-Петербурге может служить пагубным примером для копирования в регионах России, что отрицательно скажется на экономике страны в целом.

2.6. Процесс «вымывания» малого бизнеса из сферы торговли наблюдается и в Пермской области. В связи с возможностью вольного трактования законов и подзаконных актов, местные власти лишают возможности предпринимателей малого бизнеса законных способов для размещения нестационарных торговых объектов. Подавляющее большинство нестационарных торговых объектов на территории города сейчас работают на основании договоров аренды на неопределенный срок, т.е. уведомление со стороны Администрации о прекращении договора за три месяца, в любой момент автоматически прекращает деятельность соответствующего предпринимателя.

Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов, с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Так, в г. Перми в «Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов» Правительством Пермского края было внесено столько согласующих органов, что при первой попытке в 2011 году согласовать Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Перми из 2000 объектов осталось 4 (однако, после дополнительного согласования в итоге осталось 460). Это в городе с численностью населения 960 тыс. чел.

В связи с несостоятельностью разработанной Схемы властями города было принято решение отложить введение в действие данной Схемы и провести дополнительные работы по разработке «Схемы размещения нестационарных торговых объектов » в 2012 году, что дало небольшую отсрочку гибели существующих объектов. Руководство города твердо убеждено в необходимости глобального сокращения нестационарных торговых объектов на территории города, что неизбежно приведет к гибели малого бизнеса, а соответственно потере рабочих мест и росту цен на товары.

Проведя анализ развития ситуации в мелкорозничной (нестационарной) торговле на протяжении всего 2011 года, члены Общественного Экспертного совета сделали следующий вывод, что инициативы, принимаемые на федеральном и региональном уровнях по регулированию этого вида торговли, действительно могут привести к исчезновению мелкорозничной торговли в России, а это, в свою очередь, нанесет серьезный ущерб социально-экономическому развитию страны от вопросов продовольственной безопасности и уничтожения отечественных производителей до сокращения численности среднего класса.

3. Для улучшения ситуации в мелкорозничной торговле мы считаем необходимым принятие следующих мер:

3.1 Заменить разрешительную систему на право торговли в мелкой рознице на уведомительную, но с условием ужесточения ответственности предпринимателя (в целях усиления борьбы с административными барьерами).

3.2. Запретить ограничения в ассортиментном перечне в мелкорозничной (нестационарной) торговле. (В частности, исключить 11 абзац, п.15, ст. 1 ФЗ № 218 «О внесении изменений в Федеральный Закон «О Государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признать утратившим силу Федеральный Закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», запрещающий розничную продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах.

3.3. Исключить из законопроекта Минздравсоцразвития РФ «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» нормы, запрещающие торговлю табачными изделиями нестационарным торговым объектам (киоскам) и стационарным торговым объектам с площадью торгового зала менее 50 кв. метров. Исключить норму о запрете выкладки и демонстрации табачной продукции.

3.4. Создавать профсоюзы предпринимателей. Профсоюз предпринимателей нужен для защиты экономических и социальных прав индивидуальных предпринимателей и лиц, работающих по найму. Предприниматель сам не может себя защитить от произвола государства – потому что будет раздавлен государственной машиной. У профсоюза есть шанс отстоять не только интересы одного предпринимателя, но и целой группы предпринимателей путем предложений по изменению действующего законодательства, путем создания собственной юридической службы бесплатной правовой помощи, а так же издавая собственные профсоюзные издания.

3.5. Принять закон о праве выкупа производственных помещений. Власть обязана продавать помещения, а не имеет право их продавать. Продажа должна осуществляться по рыночной цене с правом обжалования цены объекта (правовая защита и гарантии защиты малого предпринимательства).

3.6. Один из главных бичей малого бизнеса в крупных городах - колоссальные ставки аренды. В силу разных причин ставка эта, например, в Москве может превосходить ставки в других европейских столицах в 7-10 раз. Только в Лондоне примерно аналогичные Москве цены. Если сравнивать менее крупные города, то пропорция получится примерно такая же.

Необходимо разработать схему долевого строительства торговых центров предпринимателями.

3.7. Отменить Постановление Правительства Москвы от 03.02.2011г. № 26-ПП в части проведения аукционов на право размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли. Создать рабочую группу в составе членов ОЭСПР, представителей Правительства Москвы, профсоюзов, представляющих работников нестационарной торговли, общественных организаций для анализа сложившейся ситуации и путей выхода из нее, для подготовки проекта изменений в названное Постановление. Продлить выданные ранее разрешения на размещение нестационарных объектов мелкорозничной торговли.

3.8. Необходимо разрешить оснащать нестационарные торговые объекты дополнительным оборудованием в силу того, что ограниченная площадь внутри нестационарного торгового объекта не позволяет разместить в нем даже дневной запас предлагаемой к продаже продукции.

Соответственно, необходимо разрешить установку у нестационарных торговых объектов витрин-холодильников или холодильных ларей хотя бы в период с 01 апреля по 01 ноября (самое жаркое время года, когда именно холодильные витрины позволят не только в принципе разместить продукцию и, соответственно, будут использованы как дополнительная складская площадь, но и сохранят потребительские свойства продаваемой продукции).

Поскольку в настоящий момент размещение такого оборудования при нестационарном торговом объекте согласовано Правительством Москвы (см. Протокол № 3 заседания Межведомственно комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы от 28.07.2011г.), предлагается нормативно закрепить эту возможность путем внесения в п. 9 Приложения № 1 Постановления следующего положения «В период с 1 апреля по 1 ноября разрешается установка у нестационарного торгового объекта не более двух витрин-холодильников или холодильных ларей для реализации прохладительных напитков, молочной и соковой продукции, мороженого»

3.9. Принять дополнительные меры по упорядочению размещения объектов мелкорозничной торговли. Некоторые территории (особенно около транспортных узлов, станций метро) перегружены ларьками и палатками, а в некоторых, особенно на окраине, спальных районах их явно недостаточно. Крупные торговые сети не спешат открывать здесь свои магазины ввиду малого покупательского потока - такие магазины нерентабельны, а иметь и открывать новые форматы слишком хлопотно. В результате население окраин Москвы вынуждено ездить за продуктами. В таких местах было бы целесообразно открывать мелкорозничные предприятия, причем на конкурентной основе (разных владельцев) и предоставлять предпринимателям определенные льготы. Однако все вопросы перемещения объектов мелкорозничной торговли должны вестись в рамках правового поля, которое необходимо упростить и четко сформулировать.

3.10. Еще более важным вопросом для развития бизнеса в сфере мелкорозничной торговли является мобильная торговля. Речь идет о высокотехнологичных специализированных автомобилях, предназначенных для торговли, фаст-фуда и бытовых услуг. Современная мобильная торговля призвана быть важнейшей альтернативой киоскам - она была включена в программу развития Правительства Москвы в области торговли. Одной из основ этого направления бизнеса является то, что объекты реально уезжают в конце рабочего дня и приезжают в начале, причем делают это поздно вечером и рано утром, не усугубляя транспортных пробок.

4. Также считаем, что для поддержки отечественного сельхозпроизводителя необходимо:

4.1. Развивать сеть сельхоз ярмарок в крупных городах. В кратчайшие сроки разработать регламент «специализированных ярмарок», которые могли бы работать не только по выходным, но и в другие дни недели. Важно, чтобы места на них окупали бы только расходы организаторов, а не являлись источником доходов специально уполномоченных компаний. В Европе любая ассоциация фермеров может без труда получить согласование на проведение ярмарки. И место на такой ярмарке стоит совершенно символических денег. Примером правильного подхода в решении вопроса организации сельскохозяйственных ярмарок может служить Москва, где с июля 2011 года на всех 125 ярмарках места предоставляются без взимания какой-либо платы. Между тем, раньше за аренду одного торгового места предпринимателям приходилось платить от 400 до 1500 рублей в день.

4.2. Стимулировать работу на селе и социально поддержать его.

4.3. На государственном уровне уделять внимание созданию потребкооперации с целью поддержки отечественного сельхозпроизводителя. Потребительская кооперация представляет собой многоотраслевую систему, деятельность которой направлена на удовлетворение потребностей сельских жителей. Она осуществляет не только торговое обслуживание населения, оказание бытовых услуг и закупки излишков сельхозпродуктов, но и производство товаров народного потребления, проектные и строительно-монтажные работы, автомобильные перевозки, ремонт и техническое обслуживание оборудования, подготовку кадров.

Комментарии   

# RE: О состоянии мелкорозничной (нестационарной) торговли Россиисердцев 10.11.2012 19:35
ЗДРАВСТВУЙТЕ А,ПОДСКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА,КАК ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА ТОРГОВЛЮ СЕЖЕЙ,ВЯЛЕНОЙ,СУШЕНОЙ,КОПЧЕНОЙ РЫБОЙ НА ЯРМАРКАХ В Г. КРАСНОДАРЕ? КУДА И К КОМУ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ?,КАКИЕ НУЖНЫ ДОКУМЕНТЫ?,КАКИЕ НЕОБХОДИМЫЕ НОРМЫ НУЖНО ВЫПОЛНИТЬ?
Ответить
# RE: О состоянии мелкорозничной (нестационарной) торговли РоссииШелиспанский Пётр 09.01.2013 14:43
Согласен с этой статьёй на 100%. Очень своевременная и полезная статья. Хочу добавить, как мне, например, инвалиду на протезах ходить по супермаркетам за продуктами , а потом с сумками добираться домой на маршрутках, если я и без сумок с трудом в них влазию.О чём думают слуги народа, о своих бездонных карманах?
Ответить

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

РЕКЛАМА: