Войти

Доклад «Влияние нормативно-правовых актов на развитие розничной торговли в России»

ВНЕОЧЕРЕДНОЙ СЪЕЗД ВСЕРОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО КОНГРЕССА.

Секция: «Проблемы малого и среднего бизнеса».

Доклад подготовил: Жигульский Роман Владимирович – координатор по торговле Всероссийского движения «За честный рынок».

Тема: «Влияние нормативно-правовых актов на развитие розничной торговли в России».
  1. Состояние розничной торговли в России.
  2. Основные федеральные законы и нормативно-правовые акты, оказавшие влияние на развитие розничной торговли.
  3. О необходимости разработки закона «О торговле в РФ».
  4. Перспективы развития розничной торговли в России.

1. Прежде чем говорить о состоянии розничной торговли, необходимо понять структурный состав участников рынка, осуществляющих данный вид деятельности. Условно разделим розничные торговые предприятия по формам на малые и крупные. Для меня особый интерес представляет изучение влияния принятых законов и нормативно-правовых актов именно на малые формы розничных торговых предприятий с целью выработки вариантов их защиты. К малым формам розничных торговых предприятий я бы отнес несетевые независимые предприятия с численностью сотрудников не более 20 человек и площадью не более 500 кв.м., а также объекты нестационарной и мелкорозничной торговли, в том числе на рынках.

На сегодняшний день мой диагноз состоянию малых предприятий розницы это – деградация, шок и динамичное вымирание. Разумеется, такое состояние в отрасли сложилось по объективным причинам, вызванным, прежде всего стремительным развитием крупного сетевого ритейла. Само по себе развитие крупных сетевых форм в чистом виде возможно не так страшно и должно лишь способствовать развитию конкурентной среды, но это только гипотетически и при условии исключения возможности их влияния на политические, а также законотворческие процессы. Крупный бизнес сегодня достаточно хорошо организован, имеет великолепные финансовые и интеллектуальные ресурсы, использует всевозможные способы законного, а зачастую и незаконного лоббирования собственных интересов на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. В полярном состоянии находится малый торговый бизнес, полностью дезорганизованный, не имеющий ни ресурсов влияния, ни возможностей защиты. Тактика сторонников тотальной монополизации и укрупнения рынка достаточно проста – это создание неблагоприятной среды для существования малых форм. Как создается неблагоприятная среда - этого я коснусь  чуть позже; важно понять, для чего это делается. Если представить себе совокупный денежный оборот всех торговых предприятий в виде пирога, то состоять этот пирог будет из разных по своей величине частей. Именно эти части и есть оборот отдельных субъектов торговли, образующие общий пирог. Части эти представляют собой как крупные, так и мелкие, причем мелкие части составляют большую долю условного пирога. По данным статистики в 2006-ом году оборот малых предприятий розницы составил 67,4% общего розничного оборота. С крупными кусками все понятно - для их поглощения применяются достаточно распространенные в последнее время способы отъема: рейдерские захваты с применением наезда силовиков и налоговых органов (один из последних примеров наезд на «Арбат Престиж»), а также прочие технологии, зачастую сопровождающиеся репрессиями в отношении владельцев опального бизнеса. Что касается мелких кусочков, то технологии, применяемые по отношению к крупным субъектам использовать нерационально, индивидуальный подход невозможен в виду огромного числа субъектов, так в 2007-ом году насчитывалось 168600 малых предприятий розничной торговли, каждый из которых сам по себе не представляет никакого интереса, а интересна лишь их совокупная доля. Для поглощения большого числа независимых малых торговых предприятий применяются достаточно интересные, на мой взгляд, технологии. Авторами одной из них явились чиновники Московского Правительства. Возможно, схема, придуманная в недрах Департамента потребительского рынка, и Департамента имущества города Москвы через десятки лет войдет в учебники вузов, готовящих кадры по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями. Но это в будущем, а пока десятки независимых предприятий торговли общей площадью 65000 кв.м. успешно перешли из городской казны в собственность «Седьмого Континента» за сущие копейки приблизительно по 2000$ за 1 квадратный метр вместе с арендаторами. В целях расчистки рыночного пространства в масштабах страны успешно применяется технология, назовем ее «технология создания невыносимых условий». Суть «технологии создания невыносимых условий» состоит в следующем: устранить с рынка подавляющую массу мелких игроков и занять их место. Цель – укрупнение рынка с упрощением возможностей последующей концентрации. Вероятный результат – монополизация рынка несколькими крупными сетевыми компаниями. И хотя сегодня Россия не достигла того уровня обеспечения торговыми площадями на душу населения, как в странах с развитой экономикой, крупные игроки с большей охотой используют «технологии создания невыносимых условий» вместо того, чтобы честно по экономическим правилам проводить завоевание рынка.  По данным статистики на 1-ну тысячу россиян приходится 22 кв.м. торговых площадей, в Швеции этот показатель составляет 1000/250, в Англии и Франции - 1000/240, в Польше и Венгрии - 1000/110. Для анализа обеспечения населения предприятиями розничной торговли можно использовать показатель соотношения количества населения к количеству магазинов. В России на сегодняшний день по данным Росстата на 10000 человек приходится 13 магазинов, в Италии - 10000/47, в Испании - 10000/21, в Германии и Франции - 10000/19, в Великобритании - 10000/13.  Как видно из этих показателей потенциал роста Российского ритейла достаточно высок. Весь вопрос в качественном составе субъектов торговли, а именно, будут ли появляться мелкие магазинчики, создавая высокую конкурентную среду (в том числе и сетевому ритейлу) и возможности реализации потенциала производителей, либо сформируются несколько крупных сетевых групп, доминирующих на рынке, прогибающих производителей с одновременным установлением диктата цен потребителям. По данным Росстата оборот розничной торговли в 2007 году составил 10,7 триллиона рублей и по сравнению с 2006-ым годом вырос на 15,2%.  При таких темпах роста через 2 года он станет самым большим в Евросоюзе и четвертым в мире после США, Японии и Китая. Вопрос состоит в том, найдется ли место в секторе российской розничной торговли мелким независимым предприятиям? Наиболее вероятен сценарий, когда и дальше будет продолжена борьба крупных игроков за рынок с использованием «технологии создания невыносимых условий» по отношению к малышам отрасли, постепенное выдавливание мелких предприятий торговли в перспективе позволит увеличить долю крупных компаний в обороте розничной торговли до 80%, а возможно и выше. Скорее всего, без ощутимого изменения общего количества торговых предприятий произойдет рост показателя соотношения торговых площадей на душу населения. Такая манипуляция с показателями позволит чиновникам и дальше говорить о положительной динамике роста обеспечения торговыми площадями населения, а также об отсутствии проблем с ростом количества ПРТ*. Попросту говоря, в ближайшие несколько лет планируется замена малых независимых ПРТ крупными сетевыми. Причем делается это вопреки экономической целесообразности, но в интересах определенных крупных сетевых групп.

2. Разобравшись с состоянием малых предприятий торговли в России, пришло время разобраться в том, какие федеральные законы и нормативно-правовые акты Правительства РФ привели их в такое состояние, как могут повлиять находящиеся в стадии разработки,  а также Думских чтений проекты законов на сохранение и возможно развитие самых мелких и многочисленных участников рынка.

- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Под видом борьбы с пьянством и оборотом некачественной алкогольной продукции, произошла расправа над сотнями тысяч индивидуальных предпринимателей, в один миг лишившихся права осуществлять деятельность по розничной продаже алкоголя. Можно сказать, что впервые в современной России был введен институт ограничения права заниматься определенной предпринимательской деятельностью (причем наиболее распространенной). Несмотря на массовые акции предпринимателей, прошедшие по всей России с 01 января 2006 г., закон вступил в силу. Попытки Правительства внедрить систему ЕГАИС практически парализовали производство, импорт, оптовую торговлю алкоголем, а полки магазинов сжались до нескольких наименований алкогольной продукции. Только по официальным данным Росстата в 2006-ом году с момента вступления закона в силу розничная продажа ликероводочных изделий сократилась на 10%, а вина на 5% по сравнению с предыдущим годом.  В итоге государственный бюджет и бизнес понесли колоссальные убытки, тысячи людей получили отравления и погибли в результате употребления суррогатов, моментально восполнившими дефицит, а из авторов и лоббистов данного закона до сих пор никто не наказан.

- Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ».

 Данный закон, по сути, стал первой ласточкой введения нового для современной России института регулирования розничных цен, и то обстоятельство, что розничные цены устанавливает не государственный орган исполнительной власти, а крупный производитель нисколько не смягчают ситуацию. В своей статье посвященной этой проблеме «Введение МРЦ на сигареты – переход к плановой экономике?» я высказал опасение, что от диктата цен производителем мы вскоре перейдем к государственному регулированию розничных цен и не только на сигареты, но и на другие виды товаров. На встрече  правления ОПОРА РОССИИ с заместителем министра финансов Шаталовым, который всячески пытался разубедить присутствующих в подобных догадках, также прозвучали подобные опасения. Отчасти, два года назад я оказался прав - в настоящий момент в недрах МЭРТ созрел новый проект закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и в этом законопроекте прямо устанавливается право правительства ограничивать цены и наценки на некоторые социально значимые товары. Расписавшись в своей беспомощности экономическими методами влиять на сдерживание роста цен, правительство пытается делать это с применением административного давления на бизнес. Не думаю, что список товаров с регулируемыми ценами ограничится теми, что указаны в проекте, - слишком велик соблазн решить проблему разом и просто.  Не надо быть сильным аналитиком, чтобы понять, кто в первую очередь пострадал уже и пострадает еще больше от введения нового порядка ценообразования. Конечно, это в первую очередь будут независимые малые торговые предприятия.  Кроме того, резкое существенное снижение розничных цен на сигареты привело к еще большей их доступности для детей и подростков.

- Федеральный закон № 271-ФЗ от 30.12.2006г. «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».

Этот закон в настоящее время привел к тотальному сокращению рынков в России. По данным Росстата в 2005 году насчитывалось - 6444 объекта, а уже в 2007 году не более – 5892 объектов. Роль рынков снизилась в обеспечении населения как продовольственными, так и непродовольственными товарами, а к 2012 году предусматривается их полная ликвидация, в том числе кооперативных и сельскохозяйственных. Само по себе ужесточение правил, регламентирующих открытие и содержание рынка, способно отбить всякое желание к организации данной формы торговли, а требование к 2012 году перевести все рынки из нестационарных в стационарные приведет к массовому схлопыванию данной формы организации торговли вообще. Разумеется, многие владельцы рынков попросту не смогут изыскать средства на подобную модернизацию, а те счастливчики, что переведут свои предприятия под крышу, наверняка, в разы повысят арендную плату. Высвободившиеся земельные участки, расположенные, как правило, в центральных частях населенных пунктов с необходимыми коммуникациями и прочей инфраструктурой, с удовольствием занимают сетевые гиганты, выстраивающие вместо рынков свои многоярусные торговые центры.

- Постановление Правительства РФ № 683-ПП от 15.11.2006 г. устанавливающее с 15.01.2007 года на территории России новые правила использования иностранной рабочей силы. Суть этих нововведений сводится к тому, что на 2007 год   установлены следующие квоты по использованию иностранной рабочей силы для предприятий:

  • розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво – 0%
  • розничной торговли в палатках и на рынках с 01.04.2007 г. – 0%
  • розничной торговли фармацевтическими товарами – 0%

Данные ограничения ударили в первую очередь по ПРТ малого формата, для них всегда существовала проблема дефицита кадров, а с введением новых правил ситуация еще более обострилась. Спустя полтора года после введения 0-ых квот в торговле стало очевидно, кому были на руку эти новации. Если крупные сети смогли решить кадровые вопросы, то малые торговые предприятия либо испытывают жесточайший кадровый голод, либо вынуждены идти на нарушения, неся огромные издержки в виде санкций. Кроме того, кадровый голод подхлестнул увеличение заработной платы в отрасли, что повлияло на снижение рентабельности ПРТ.

Я не стану перечислять тот шлейф региональных законов и нормативно-правовых актов, который потянул за собой локомотив Федерального нормотворчества, отмечу лишь одно, в регионах чиновники постарались и преумножили «достижения» федеральных органов законодательной и исполнительной власти, в полной мере отжав предпринимателей независимой торговли.

3. Что касается законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», мне посчастливилось участвовать в экспертной рабочей группе по данному проекту. О работе над проектом я написал несколько статей и считаю, было сделано все, что было в силах экспертов, представлявших интересы малого бизнеса. К негативным моментам необходимо отнести введение института государственного регулирования цен, наделение контрольными функциями органы местного самоуправления. Но самое важное замечание -  законопроект однобок, он, как это и следует из его названия, призван регулировать торговлю. Вместо того чтобы установить определенные правила игры между участниками рынка, включая как розничные предприятия, оптовые компании, так и производителей, исполняя роль арбитра, государство попросту пытается с помощью административного ресурса грубо воздействовать на ритейл. Кроме того, совершенно отсутствует возможность участия представителей отрасли в предложенной системе регулирования отношений.  В этом законопроекте, как минимум, необходимо установить механизм создания и функционирования торговых предпринимательских экспертных советов на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. При  разработке нормативно-правовых актов затрагивающих сферу деятельности торговли ни один из них не должен принимается без участия таких советов. Например, во Франции открытие магазинов площадью свыше 1500 кв.м. происходит только по решению подобной комиссии (Закон о защите прав собственников мелких торговцев). Комиссия формируется в регионе планируемого строительства объекта и состоит из 20 человек, 9 из которых представляют интересы мелких магазинов, из этих 9-ти - семеро владельцы мелких магазинов, 2-ое представителя потребителей и 9 членов местной выборной власти (депутаты местного самоуправления). Используя опыт Германии, для поддержания мелких ПРТ можно ввести ограничение времени работы для средних и крупных ПРТ. Но, скорее всего, такие задачи мы сможем ставить разработчикам нового закона «О торговой деятельности в России», цели же данного проекта совершенно иные.

5. Каковы перспективы развития розничной торговли в России? Думаю, однозначных ответов на этот вопрос нет. В конечном итоге, все будет зависеть от адекватных мер, направленных против происходящих процессов, описанных выше. Главным инструментом в исправлении сложившейся ситуации, в первую очередь, должны быть законы. Во-первых, необходимо провести экспертизу уже существующих законов и внести в них необходимые поправки, во-вторых, необходимо принять ряд законов направленных на создание благоприятной почвы для развития независимого ритейла. Несомненно, ключевую роль в развитии малой розничной торговли призван сыграть проект закона «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного имущества», находящийся в стадии подготовки ко второму чтению государственной думой, в каком виде он будет принят, ответственность за это лежит на совести депутатов бесконечно изменяющих его суть в угоду недобросовестных лоббистов. Для исключения излишнего влияния крупных игроков розничного рынка на процесс нормотворчества необходимо активно эксплуатировать систему отраслевых советов на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. Правильно сформированный состав участников совета и реальные полномочия могут помочь качественно изменить ситуацию в законодательной сфере, а соответственно и в сфере ритейла. На сегодняшний день с уверенностью констатирую факт, что за последние годы не был принят ни один закон, благотворно влияющий на развитие независимого ритейла.

Жигульский Роман


*  ПРТ - Предприятия розничной торговли

Комментарии   

# fly 14.09.2008 02:14
Ну вот как и предполагали Закон по малой приватизации приняли, дерьмовенький такой Закончик под шепот Лужка принимали, но даже такой никчемный позволяет провести приватизацию арендованных помещений, но похоже в москве приватизации проводить не хотят :sad: Не хочет ни Лужа, ни Силка, ни Вышезасранцев они уже во сне видят как будут в очередной раз сливать наши помещения вместе с нами очередному 7 континенту во главе с очередным Пидагруздевым 8)
Ответить

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

РЕКЛАМА: