Войти

Двадцать лет возрождения предпринимательства. Выводы. Открытие работы секции.

Месяц назад, 26 мая в России впервые отметили День российского предпринимательства. Эту дату неслучайно увязали с двадцатилетием вступления в силу в 1988г. закона № 8998-ХI «О кооперации в СССР», как-бы подчеркнув преемственность советских законов. Наши чиновники не случайно отказались сделать отправной точкой 1785 год, когда Екатерина II «жалованной грамотой дворянству» положила начало формированию сословий, обладающих гражданскими свободами и частной собственностью, признанной государством и защищённой законом...

Месяц назад, 26 мая в России впервые отметили День российского предпринимательства. Эту дату неслучайно увязали с двадцатилетием вступления в силу в 1988г. закона № 8998-ХI «О кооперации в СССР», как-бы подчеркнув преемственность советских законов. Наши чиновники не случайно отказались сделать отправной точкой 1785 год, когда Екатерина II «жалованной грамотой дворянству» положила начало формированию сословий, обладающих гражданскими свободами и частной собственностью, признанной государством и защищённой законом. Последующими указами того года гражданские свободы были распространены и на другие группы населения, в частности мещан и крестьян. По сути, более 220 лет назад было предопределено рождение третьего сословия, основы среднего класса в России. ния предпринимательства. Выводы.

Чем может гордиться нынешняя власть? Тем, что многие годы идёт уничтожение независимого бизнеса. То, что из-за взаимопроникновения бизнеса и власти мы не получили ни рынка, ни демократии. А страной управляет не законно избранная власть, а мафиозные группировки.

Ежегодный доклад Freedom House даёт характеристику итогам президентства В.Путина, при котором была взращена «новая элита авторитарного капитализма» - «железный треугольник», который составляют «госвласть, боссы промышленности и спецслужбы».

Госвласть

«Вместо системы ответственной государственной власти администрацией президента сформирована, по существу, частная корпорация под названием «Государственный аппарат», приватизировавшая функции государства и делающая бизнес на продаже должностей в госаппарате, силовых структурах, Федеральном собрании и других органах, на продавливание хорошо оплачиваемых законов, указов президента, решений правительства. И всё это на фоне «борьбы за сохранение и углублении демократии». Так ещё в 2003г. в статье Виктор Белов охарактеризовал механизмы управления (см. ст. «Пора»). Разложение судебной системы, уничтожение публичной конкурентной политики, уничтожение независимых СМИ и построение вертикали власти привело к полной и бесконтрольной власти в центре и регионах.

Увеличение количества чиновников с 2003г. на 600 тыс. человек (более чем в полтора раза), при отсутствии контроля общества, практически парализовало работу малого и среднего предпринимательства (МСП). Чиновники выстроили систему кормления, обкладывая нас, предпринимателей, со всех сторон данью. В общем-то, продолжает на новом уровне работать система, внедрения России ещё в начале прошлого тысячелетия Золотой Ордой.

Необходимо настоятельно требовать сокращения раздутого чиновничьего аппарата и создания механизмов контроля со стороны общества и СМИ, судебной реформы.

Боссы промышленности

Залоговые и инвестиционные аукционы 1995-1997гг., в результате которых крупный бизнес стал «локомотивом экономики» нанесли сокрушительный удар по развитию МСП. Многие специалисты давно забыли, что в 1995г. вступил в силу первый в стране закон о господдержке малого бизнеса – 88 ФЗ. Была принята амбициозная программа развития МП, предполагавшая к 2000г. 40% ВВП будет формироваться МП и доля работающих будет составлять 45 млн. человек. Полным провалом завершилась реализация этой программы. На долгие годы МП было обречено на стагнацию.

С приходом в 2000г. В.Путина малый бизнес ждал серьёзных изменений. После анализа ситуации, руководством страны было принято решение в пять раз сократить административные барьеры. И надо отдать должное, за три года проблемы малого бизнеса сократились приблизительно на треть. Однако в 2003г. наступил переломный момент. Был арестован Ходорковский, и вслед за этим началось ужесточение давления на бизнес со стороны чиновников. На сегодняшний день мы стоим даже не на уровне 2000г. Ситуация стала хуже: мы находимся в процессе окончательного передела рынка околосиловыми и чиновничьими структурами. При этом Россия занимает первое в мире место по темпам прироста долларовых миллиардеров. При этом государство может без особых усилий отобрать любой бизнес, как самый крупный, так и небольшой, что постоянно демонстрируется через механизмы рейдерства.

Казалось бы, с приходом нового президента появляется новая надежда (как и в 2000г.) на изменение ситуации: указы о неотложных мерах по ликвидации административных ограничений, о борьбе с коррупцией и другие должны вселять надежду в предпринимателей. Активно работает госпропаганда. Можно ли ждать коренных изменений? К сожалению нет. Более того, появляется ощущение дежавю. Последние два года очень сильно напоминают 1995-1997гг.

Как и тогда, принят закон о господдержке малого и среднего бизнеса – 209 ФЗ. Опять формируется амбициозная программа, но уже до 2020г., где определены серьёзные изменения в сфере МСП. Но что происходит в это время на главном направлении? Сотни миллиардов долларов закачиваются в госкорпорации, расставляя на ближайшие годы приоритет.

Отказ государства от снижения безумного налогового бремени. По данным Всемирного банка и «Прайсвотерхауз куперс» в РФ полная налоговая нагрузка – 51,4%, а при налогах свыше 27% предприниматели начинают «уходит в тень». Это подтверждается и неуплатой большого количества налогов предпринимателями. Но вместо «пряника» (снижение налогов) используется «кнут» (тотальные проверки и аресты счетов кампаний). Необходимо требовать серьёзного пересмотра налоговой политики и снижения налоговой нагрузки, без замещения другими налогами. Создания равных условий для государственных компаний. Выделить на поддержку производственного и инновационного малого и среднего бизнеса аналогичные выделенным госкорпорациям средства.

Спецслужбы

Период президентства В.Путина характеризуется восстановлением значимости спецслужб. Силовики начали занимать ведущие позиции в управлении страной. Это усиление только способствовало росту коррупции и укреплению «материальной базы» силовиков всех уровней. Исследования аналитической структуры одной из спецслужб и показало, что нетрудовые доходы имеют 80% сотрудников МВД и 70% сотрудников ФСБ. По данным члена общественного совета при МВД Андрея Бабушкина 2\3 нестационарных торговых точек в г. Москве находятся под крышей милиции. Ряд громких дел по контрабанде ширпотреба из Китая, с мобильными телефонами, показательные аресты «оборотней» в погонах демонстрируют окончательную победу коррупции в стране.

 

Протестные настроения почти ежедневно выталкивают предпринимателей на улице (митинги протеста, заявления требования, голодовки – г.Тула) пока это только попытка отстоять интерес своего бизнеса. Но появляются примеры защиты общепредпринимательских и гражданских интересов. Функционеры от власти пытаются нейтрализовывать протестные настроения. С их стороны идёт постоянная подмена понятий , выдаётся желаемое за действительное. На стороне власти активно работают продажные СМИ и находящиеся под контролем предпринимательские объединения.

Последние два года власти сделали всё, что бы малые и средние предприниматели начали ощущать себя как социальная группа.

Уничтожение публичной политики в России определило новый вектор формирования общественных объединений граждан, защищающих свои права. Есть огромная надежда на активное развитие этого института гражданского общества. Необходимо помочь ему объединиться в сети.

ВЫВОДЫ:

  1. Необходимо настоятельно требовать сокращения чиновников на 500 тыс. человек, создание механизмов контроля, в т.ч. общественного.
  2. Возвращение независимости СМИ.
  3. Реализация предложений ВГК по отделению власти от бизнеса и бизнеса от власти, входящих в принятую в 2007г. программу гражданского согласия.
  4. Необходимо требовать серьёзного пересмотра налоговой политики и снижения налогового бремени, без замещения другими налогами.
  5. Создание равных условий для государственных и частных компаний. Выделить на поддержку и производственного и инновационного малого и среднего бизнеса аналогичные выделенным госкорпорациям средства.
  6. Привести деятельность работников спецслужб в соответствии с присягой - вернуть их функции к правоохранительным, а не карательным!
  7. Содействовать консолидации предпринимателей в сообщества и формирование сетевых структур.
  8. Формирование единого информационного пространства для предпринимательского сообщества.

Илья Хандриков

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

РЕКЛАМА: