Войти

Итоги 2008 года для малого и среднего предпринимательства

Итоги 2008 года для малого и среднего предпринимательства26 мая 2008 г. в России впервые отметили «День российского предпринимательства». Эту дату неслучайно увязали с двадцатилетием вступления в силу в 1988 г. закона №8998-XI «О кооперации в СССР», как-бы подчеркнув преемственность советских законов. Наши чиновники не случайно отказались сделать отправной точкой 1785 год, когда Екатерина II «жалованной грамотой дворянству» положила начало формированию сословий, обладающих гражданскими свободами и частной собственностью, признанной государством и защищённой законом. Последующими указами того года гражданские свободы были распространены и на другие группы населения, в частности на мещан и крестьян. По сути, более 220 лет назад было предопределено рождение третьего сословия, основы среднего класса в России...

(«жить стало лучше, жить стало веселей!»)

I. Главное событие года.

26 мая 2008 г. в России впервые отметили «День российского предпринимательства». Эту дату неслучайно увязали с двадцатилетием вступления в силу в 1988 г. закона №8998-XI «О кооперации в СССР», как-бы подчеркнув преемственность советских законов. Наши чиновники не случайно отказались сделать отправной точкой 1785 год, когда Екатерина II «жалованной грамотой дворянству» положила начало формированию сословий, обладающих гражданскими свободами и частной собственностью, признанной государством и защищённой законом. Последующими указами того года гражданские свободы были распространены и на другие группы населения, в частности на мещан и крестьян. По сути, более 220 лет назад было предопределено рождение третьего сословия, основы среднего класса в России.

Анализируя 20 прошедших лет, не могу не отметить колоссальный вклад Михаила Горбачева в возрождение предпринимательства в стране.

В 2009 году в России будет памятная дата - восемьдесят лет, как Иосиф Сталин объявил о «великом переломе», что послужило сигналом к окончательному и бесповоротному уничтожению частной инициативы. Энергия Горбачева имела под собой основание - падение нефтяных цен на мировых рынках в 1985 году окончательно подкосило систему. В своем докладе на пленуме ЦК он говорил о торможении социально-экономического развития, отметив, что «…корни этого торможения – в серьезных недостатках функционирования институтов социалистической демократии, в устаревших, а подчас и не соответствующих реальностям политических и теоретических установках, в консервативном механизме управления». Как это актуально и важно в наши дни, после многих лет застоя!

К началу 1990 года в кооперативном секторе было занято почти 8 млн. человек (4,9 млн. – членов кооперативов и 2,9 млн. – наемных работников и 1 млн. человек занимался индивидуальной трудовой деятельностью). Тогда частный бизнес стал локомотивом преобразований. Это было удивительное время: мизерные налоги, отсутствие чиновной опеки и полная свобода! Как получилось, что за последние полтора десятка лет так называемых «демократических реформ» предпринимательство все это потеряло? (см. статью «Пора». Янв. 2006 г. www.vdcr.ru).

Вторая попытка сделать малый бизнес локомотивом развития страны была предпринята в 1995 году, когда вышел 88 ФЗ «О Государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и появился Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Фонд должен был формироваться отчислениями процентов от приватизации гос. имущества. Заявленная программа потрясала воображение: к 2000 году довести число малых предприятий до 3,5-5 млн. с суммарной численностью 40-45 млн. человек и долей ВВП 40%. К тому времени численность МП составляла 900 тыс. предприятий.

В 2000 году амбициозную программу ждал полный провал – малые предприятия не стали опорой экономической политики государства, их доля в ВВП страны составила 11% и численность снизилась на 20 тысяч по сравнению с 1994г. Почему произошла стагнация? Залоговые аукционы 1995-1997 годов определили вектор развития России, как олигархического государства. Локомотивом реформ правящая номенклатура выбрала сверхкрупный бизнес. Только сегодня можно всесторонне оценить, какой урон был нанесен предпринимательству, обществу, России. Кстати, деньги, недополученные фондом поддержки МП в результате жульнических залоговых аукционов, наверное было бы справедливо истребовать с нынешних олигархов и государства на бесплатную «малую приватизацию», объявленную в 159 ФЗ.

В то время государственная политика с помощью безумного налогового бремени наполовину загнала в «тень» малые и средние предприятия, фактически оказавшиеся в родной стране вне закона, обираемые «оборотнями» всех рангов.

С 1996 года предпринимательский климат в России изменился – вот главный итог приватизации!

Надежда на позитивные изменения появилась с приходом Владимира Путина в 2000 году. Активная работа предпринимательского сообщества с федеральными структурами дала результаты: к 2003 году административные барьеры сократились на 30%. Однако в 2003 году был дан другой сигнал и чиновники всех мастей начали вполне эффективно использовать систему захвата чужого частного бизнеса с использованием административного ресурса. К 2009 году рынок в России оказался в процессе окончательного передела околосиловыми и чиновничьими структурами. Все последние годы шло уничтожение независимого малого предпринимательства. В итоге, доля малого бизнеса в ВВП России составляет, как и 10 лет назад, 12% (без учета индивидуальных предпринимателей, число которых сократилось). «К сожалению, не удалось перевести малый бизнес в состояние развития. Да, число малых предприятий несколько возросло, но системного сдвига в этом секторе экономики пока не произошло»… - Виктор Ермаков, Председатель комитета ТПП РФ («Ведомости ТПП» №7 2008 г.).

Даст ли новый президент Дмитрий Медведев поддержку МСП? На сайте движения опрос дал только 13,3% положительных ответов. Анализ действий власти 2007-2008 годы, к сожалению напоминает период 1995-1996 гг.: закон о МП, программа развития. «Малый бизнес – это база для развития предпринимательской активности и основа расширения среднего класса, который к 2020 году должен составить в России до 60-70%» - из выступления Д. Медведева в Тобольске на президиуме Госсовета. Параллельно с принятием 209 ФЗ сотни миллиардов долларов «закачали» в окологосударственные структуры. Номенклатурно-олигархический капитализм превратился в номенклатурно-силовой. Что могут изменить десять-тридцать миллиардов рублей на поддержку МСП?

Дежавю?

Может ли Дмитрий Медведев в кризисное время стать вторым Михаилом Горбачевым? Боюсь, что – нет. Тема малого бизнеса в Послании Медведева, по сути, замалчивается. У Генерального секретаря ЦК КПСС было огромное преимущество – полное отсутствие денег в казне и желание провести демократические реформы. У беспартийного Медведева – полные «кубышки» баксов и желание закрутить «гайки» потуже! А на фразу президента: «Законодательство о малом бизнесе носит в значительной степени «лозунговый характер», и, по сути, мало способствует улучшению предпринимательского климата в стране», хочется ответить цитатой руководителя Главного законодательного органа России: «Мы нашим законодательством окончательно задушили малый бизнес». В подтверждение готов привести несколько подписанных президентом законов, например, 159 ФЗ или 108 ФЗ.

II. Конец крепостного права?

«Двадцать лет я занимаюсь одной и той же работой, пятнадцать лет арендую одно и то же помещение. Я долго ждал выхода закона 159-ФЗ. И вот теперь мне объясняют, что я не могу выкупить свое помещение… Нахожусь в положении крепостного: плачу налоги, плачу аренду и прочее (поборы, авт.). На развитие денег уже не хватает. Когда делал ремонт, продал квартиру… Под маркой поддержки малого бизнеса просто ведется его уничтожение. Но я-то хочу жить - в обществе свободных людей и не быть при этом крепостным» - Вот такие слова произносили предприниматели в Москве в Мосгордуме 16 сентября 2008 года на круглом столе «Кто тормозит «малую приватизацию», посвященном реализации принятого 22.07.2008 г. 159 ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проблема выкупа арендованных помещений предприятиями малого бизнеса возникла еще в 2005 году после вступления в силу закона о разграничении полномочий между уровнями власти (131 ФЗ). По этому закону регионы были обязаны до 01 января 2009 года продать все имущество, не обеспечивающее выполнение их полномочий. Законопроект (159 ФЗ) был разработан группой депутатов еще в 2005 году. Новая его редакция была принята в 2007 году в первом чтении и только 22.07.08 закон был подписан президентом. Баталии, которые шли все эти годы, говорят об огромном противодействии «малой приватизации» и способности нынешних федеральных и региональных чиновников превращать крайне важные и позитивные для бизнеса законопроекты, порой, в полную противоположность. Неудивительно, что через три месяца после выхода 159 ФЗ появляется законопроект о внесении в него изменений, а также предпринимателями готовится обращение в Конституционный суд РФ.

Все, происходящее с выкупом помещений в 2008 году, подтверждает стремление России следовать предначертанному движению по исторической колее, в то время, когда такие страны, как Япония и др. смогли преодолеть инерцию и достичь блестящих результатов развития.

Сегодня в России, как и 147 лет назад, предпринимателям дали «волю». Можно ли сравнивать эти два события: Манифест и Положение о крестьянской реформе от 19 февраля 1861 года и 159 ФЗ от 22.07.08 г.? Уверен, что просто необходимо! Путь, которым пошли наши чиновники, отдаленно напоминает реформы 1861 года, только ускоренные в десятки раз. Реформы 1861 года поправлял через 45 лет Петр Столыпин.  Но где его, Столыпина, взять в наше время? Измельчала власть! Есть только фискал Кудрин или Грызлов. Кто за ними будет все исправлять?

Колоссальные недоработки, задержки и саботаж привели к тому, что вступивший в силу во многих субъектах РФ 159 ФЗ уже не мог помочь предпринимателям: «Месяц назад был продан объект, который мы арендовали почти 10 лет. Больно даже об этом думать. Наше здание было выставлено на аукцион и продано по цене, которую мы бы заведомо не «потянули». Самое интересное, что создавать фонды имущественной поддержки уже не из чего». - Ирина Крысина, предприниматель, г. Фурманов Ивановская обл. (22.07.08 г.)

15 мая 2008 года объявили голодовку предприниматели, входящие в Объединение тульских малых предпринимателей, а их коллеги из многих регионов России провели в Москве митинг против антипредпринимательской политики и в поддержку с голодающими коллегами из Тулы.

До сих пор остается очень много вопросов: «У авторов Федерального закона №108 «О внесении изменений в ФЗ «О концессионных соглашениях»  и отдельные законодательные акты РФ», видимо, просто такая идеология: есть «конкурс - нет коррупции»… Конкурсная процедура, что введена законом, стопроцентно подменит настоящий малый бизнес перепродавцами», считает Григорий Томчин, президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий (25.09.08 г.).

Непонятным кажется и отказ от приватизации федеральной собственности, арендуемой предпринимателями 159 ФЗ.

В отдельную скандальную историю превратилась реализация 159 ФЗ в Санкт-Петербурге и в Москве. В Москве проекты законов, подготовленные фракцией «Яблоко» в Мосгордуме были заблокированы, а Общественно-экспортный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы ввел предпринимателей и власти в заблуждение резолюцией, поддерживающей отказ от приватизации в городе, поскольку она якобы была единогласно проголосована. Хотя никакого голосования вообще не проводилось!

Предприниматели не опускают руки и готовятся оспорить законодательный брак в судебных инстанциях. Почему-то вспоминаются события полуторовековой давности, когда в Польше и западных губерниях в 1864 году крестьяне получили землю в собственность сразу и без выкупа.

Но куда же делись деньги от приватизации государственной собственности, которыми должен был когда-то пополняться Федеральный фонд поддержки малого бизнеса?

III. Промышленная политика.

Этим летом пришлось потратить много времени, чтобы найти источники пополнения оборотных средств на предприятии, либо госгарантии. Результат оказался нулевым, несмотря на широкий круг структур: отраслевые и общественные союзы, министерства и департаменты города, в том числе департаменты промышленности и поддержки малого бизнеса, фонды финансовой поддержки и банки.

Параллельно с поиском анализировал различную информацию и был поражен заявлением Центробанка РФ, к коммерческим банкам по поводу ужесточения выдачи потребительных кредитов. По данным Центробанка недобросовестные предприниматели заставляют своих сотрудников брать доступные потребительские кредиты, которые используются ими на пополнение оборотных средств компании.

Существует ли ещё какая-нибудь страна в мире, где Центробанк делает такие заявления? Существует ли такая страна, где промышленная деятельность национальных компаний ограничивается государственной политикой, не поддерживается, в том числе, финансовыми ресурсами? Существует ли такая страна, где вместо своих производителей поддерживаются только иностранные поставщики? Ведь дешевые потребительские кредиты для российских граждан выдаются для покупки, в основном, иностранных товаров в наших магазинах (автомобилей, бытовой техники и др.). Насторожило и удивило летнее заявление Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», что до конца года страна может потерять до 40% промышленных предприятий. Эффективная фискальная политика 2007 года привела к уменьшению рентабельности предприятий в области производства и переработки. И если так пойдет дальше, то они и вовсе остановятся. И никакого перехода к инновационной экономике  произойти не сможет!

Многие годы российская экономика носит сырьевой характер. Наша экономика недофинансирована, а вся денежная база формируется под закупку иностранной валюты. Практический отказ от формирования внутреннего рынка производства товаров и услуг, жесткая налоговая политика и контроль за производственными компаниями, отказ от инвестиционных льгот, невыполнение государством в полном объеме своих функций по защите экономических границ. Все это и многое другое стало непреодолимым барьером на пути развития производственного малого и среднего бизнеса. Так как малый – это региональный, а средний – межрегиональный бизнес.

На протяжении всех лет работы Госдумы попытки создания закона о промышленной политике в России пытались реализовать коммунисты. Но все эти попытки – 5 разработок, не были приняты и не получили поддержки правительства и администрации президента. Сегодня в Госдуму внесены целых два проекта: «О национальной промышленной политике» и «О развитии промышленности». Есть и проект ТПП РФ «О промышленном развитии».

Кажется, нужно срочно отправлять ОМОН в федеральные структуры для борьбы с Несогласными. А также квалифицировать бездействие федеральных чиновников как промышленный терроризм, со всеми вытекающими в ФСБ и прокуратуру последствиями!

Под эту категорию подпадают и таможенные органы, пропускающие гигантские потоки контрабанды.

Конечно, надо понимать, что ведущие страны мира вступили в фазу структурной перестройки экономики и формирования нового технологического уклада. Отсюда, одна из причин экономического кризиса, наступающего в связи с обесцениванием капитала в устаревших производствах, который находит себе приложение в новейших технологиях. Значит, нужно поддерживать инновации в промышленность не на словах, а на деле! Но при нынешней фискальной политике вряд ли что можно сделать...

IV. НАЛОГИ.

Борьба бизнеса с государством в лице Минфина за снижение налогового бремени идет многие годы, но только последние два ознаменовались некоторой консолидацией предпринимательского сообщества для решения этой главной для бизнеса проблемы. В апреле 2007 года РСПП, «Деловая Россия» и «Опора России» подписали «Совместную платформу деловых кругов России по вопросам совершенствования налогооблажения». Но о конкретных ставках стали договариваться только в 2008 году. Речь идет о снижении ставки НДС с 18% до 10% с 2009 года. Предприниматели осознали, что обещания Минфина – не более чем затягивание решения проблемы, и поэтому их позиция стала гораздо жёстче, чем раньше.

«Налоги должны быть инструментом стимулирования развития бизнеса, а не дубиной для его закрытия». «Мы постоянно проводим исследования малого бизнеса, организуем различные мониторинги, опросы. И результат исследований таков: 2/3 малых предприятий будут вынуждены закрыться в том случае, если придется платить все налоги, которые вменяет им государство. Быть добросовестным налогоплательщиком невозможно! При этом любой вариант оптимизации налоговых схем воспринимается государственными структурами как способ ухода от налога» - Игорь Городничий, президент Московского центра развития предпринимательства («МК»).

24 марта в Независимом пресс-центре на межрегиональном круглом столе «Что спасёт Российский малый бизнес?»  представители предпринимательских объединений обсуждали мнения экспертов, давно определивших, что если суммарное налоговое бремя составляет более 27%, то предприниматель вынужден уходить «в тень» в поисках обходных путей, или бросать бизнес.

В 2007 г. PricewaterhouseCoopers, IFC и Всемирный банк опубликовали ежегодные результаты исследования «Уплата налогов» (комфортность ведения предпринимательской деятельности в 179 странах мира). Это рейтинг (rating.rbc.ru) стран по уровню сложности налоговой системы. Лидерами рейтинга являются, в основном «банановые республики», соседями которых стали Украина и Белоруссия. Россия на их фоне выглядит не столь плачевно со своими 22 налогами.

Однако время, затрачиваемое на уплату налогов (448 часов в год) и полная налоговая ставка (51,4%) ужасают. Пятьдесят один и четыре десятых процента! Для сравнения: Китай и Гонконг (24,4%), ОАЭ (14,4%), Швейцария (29,1%), даже Великобритания (35,7%). Но трагичны не только эти цифры. Безумным кажется и время, необходимое на уплату этих 22 налогов – 448 часов в год! Для сравнения - 37 налогов в государстве Мозамбик занимает почти в два раза меньше времени (230 часов) при налоговой ставке 34,3%. Вот какова цена административных процедур в России! Как прекратить это безумие? В 2006 г. в статье «Пора» я приводил пример эффективной экономической политики в Чили при Пиночете, где эффект был достигнут во многом, благодаря одному - единственному налогу НДС. Прозрачная налоговая система в Чили практически выбивала почву из-под коррупции, буйным цветом расцветающую у нас. («Налоговые джунгли России»).

Однако у Минфина свои данные. По данным Сергея Шаталова, заместителя главы ведомства, номинальная налоговая нагрузка на бизнес по итогам 2007 года составила 35% ВВП. («Коммерсант» 21.02.08 г.) Любое снижение ставки НДС ведомство Алексея Кудрина настроено проводить никак не раньше 2011 года.

Федеральная налоговая служба ведет непримиримую борьбу против схем ухода от налогов и, в первую очередь, с фирмами-однодневками. Но как объяснил президент РСПП Александр Шохин, именно десятипроцентная ставка сделает нецелосообразным мошеннические схемы с НДС и убережет население от повышения цен на социально значимые товары при унификации ставки.

Попытки двух президентов страны в 2008 году повлиять на изменение налогового бремени не дали результатов. Более того, с началом кризиса налоги стали повышаться. Это касается изменения расчета ЕСН и роста ставки рефинансирования до 13%. Объявленное премьером достижение в виде снижения на 4% ставки налога на прибыль за счет федерального бюджета вызвала у предпринимателей негативную реакцию, так как в условиях кризиса абсурдно говорить о какой-то прибыльности! Тем более, что сборы НДС и налоги на прибыль в ноябре 2008 года упали в пять раз! Коллеги Кудрина и Игнатьева из ведущих европейских стран на зависть российских предпринимателей ведут прямопротивоположную политику: Минфин Великобритании анонсировал дополнительный «налоговый пакет» поддержки экономики, снизив НДС до 15% и отложив планы повышения налогов до 2011 года. А Европейский центральный банк и Банк Англии снизили процентные ставки до 2,5% и 2% годовых соответственно в целях противодействия экономическому кризису и для удешевления кредитов в условиях остановки роста европейской экономики. Учетную ставку до минимального уровня снизила ФРС США.

Кажется, Минфин и Центробанк нас тянут на кладбище!!!

V. Закон о торговле.

Результат передела  потребительского рынка в  2005-2008 годах чиновникам и крупному бизнесу никак не удастся уже 2-й год закрепить законодательно («Итоги 2006 года для малого бизнеса»). Противники фиксации передела: Минсельхоз, ФАС, малый торговый бизнес. Борьба весь 2008 год шла с переменным успехом. Но больше всех в этой борьбе пострадал малый бизнес. Строительство супер и гипермаркетов в крупных городах превращали ближайшие к ним улицы, ранее радовавшие покупателя разнообразием торговых точек, в безжизненную пустыню. А крупные столичные торговые марки, расширяясь в регионах, не только вытесняли маленькие магазины, но и фактически лишали работы их поставщиков - производителей хлеба, мясных и колбасных продуктов и др., так как подтягивали своих традиционных партнеров. «Еще два года назад в Ленинградской области работало около 120 мелких и средних хлебопекарных предприятий. Сегодня осталось 42. Причины – укрупнение хлебного бизнеса и бурный рост торговых сетей» -(«Огонёк», апрель 2008 г).

13 августа в Москве прошел митинг питерских предпринимателей – митинг «пустых корзин», на котором было зачитано обращение к нашему «двухглавому орлу»: «Сообщаем Вам, что внутри нашей страны тоже идет геноцид, в ходе которого уничтожается наш собственный народ! В нашем родном городе – Петербурге целенаправленно истребляются малые и средние предприниматели - средний класс… За несколько последних лет административными методами уничтожено более 30 тысяч малых предприятий. В результате, Петербург стал самым «сетезированным городом не только России, но и Европы – доля крупных монополистов в розничной торговле превысила 80%… Хватит врать про поддержку малого бизнеса, при этом уничтожая его! …Да здравствует свободное предпринимательство!» Аналогичные выступления проходили в 2008 году во многих регионах.

Как бы в ответ на протесты малых предпринимателей глава Минпромторга Виктор Христенко 28.08.08 г. назначил руководителем департамента госрегулирования внутренней торговли министерства Олега Сазонова - исполнительного директора АККОРТ – главной лоббистской организации розничной торговли и ассоциирующейся с крупными сетями федерального уровня, прежде всего Х5. («Коммерсант» 29.08.08 г.) Достаточно определенно по проблеме роста цен высказался мэр Москвы в июле на совещании ЦФО в Тамбове. По его словам, вызывает удивление тот факт, что цены в магазинах этих структур повышаются практически синхронно… «Можно говорить о сговоре, который государству надо фиксировать и принимать жесткие меры» - сказал Ю. Лужков.

Рост цен на продукты питания и начавшийся экономический кризис в России показал всю несостоятельность ставки наших чиновников на крупные торговые сети.«И если мы не хотим роста цен и увеличения сговоров на потребительском рынке, государство обязано помогать развитию малых фермерских хозяйств, малых производственных фирм, малых форм торговли» - «Итоги 2007 года для малого бизнеса».

Тем не менее, государство оказывает беспрецендентную поддержку многим крупным сетевым структурам, обозвав их социально значимыми!

Любопытно, что по данным из доклада ФНС Минфину, налоговики продемонстрировали, что соотношение между создаваемой валовой добавленной стоимостью (ВДС) и платежами в бюджет у ритейлеров заметно отличается от этого показателя в других отраслях. При 18,4-процентном вкладе в ВДС налоги от торговли составляют всего 7,5% всех поступлений.

VI. Мелкая розница.

За последние четыре года чиновники России добились потрясающих результатов в уничтожении мелкой розничной торговли. Десятки постановлений и распоряжений, регулирующих «упорядоченность» мелкой розницы, привели к тому, что огромный слой мелких предпринимателей был фактически уничтожен.

Пик борьбы с предпринимателями этого сектора пришелся на 2006 год, когда вступил в действие 102 ФЗ. Всероссийское движение «За честный рынок» в то время стало центром борьбы против несправедливых действий чиновников и злоупотреблений властей. Нам удалось тогда провести митинги протеста и автопробеги во многих городах России. Многочисленные обращения в Федеральную антимонопольную службу не всегда приводили к положительным результатам. Так в Питере была практически уничтожена мелкая розница: «Уже после принятия решений по упомянутым делам, началась тотальная ликвидация «торгового бизнеса на остановках городского пассажирского транспорта»… - из письма ПБОЮЛ Белкиной Т.Н. в ФАС. Казалось логичным, на первый взгляд, ответ чиновников во многих регионах: закроют киоски – не будет нарушений в торговле. Старый принцип: «Нет человека – нет проблемы» - из обращения в ФАС по поводу рассмотрения Обращения Ассоциации Мелкорозничной торговли г. Ухты. Наше обращение тогда помогло – было возбуждено дело против местной администрации.

Настоящим шедевром стало заявление заместителя главы г. Липецка Валерия Федорова журналу «Русский репортер в марте 2008 года, под названием «Борьба с «неудачниками». Оно вызвало шквал протестов и заявлений предпринимателей: «Почему мы неудачники? Мы удачливы, мы работаем, кормим себя, свою семью, учим детей, платим налоги, улыбаемся людям, так как мы их любим. Это Вы, господин Федоров, неудачник, вы так далеки от народа, вы его ненавидите, для вас народ – это букашка, которую надо раздавить, так как он в вашей власти. Вы же сносите не ларьки, а конкурентов и ещё, вам же нужна земля, вы же всю землю распродали, поделили, а теперь делить нечего, взялись за ларьки… Вы гордитесь, господин Федоров, судами. Да это же позор нашей власти… Хватит пить нашу кровь!!!» - Тамара, предприниматель (www.gorod48.ru).

Все «хорошее» у наших чиновников когда-то заканчивается и, как в сказке, карета опять превращается в тыкву, а наш кучер – в крысу. Несколько миллионов безработных на конец 2008 года в России заставляют господ федоровых задуматься об алгоритме действий в новых кризисных условиях. В середине ноября Всероссийское движение «За честный рынок» направило открытое письмо мэру г. Москвы «О моратории на сокращение мелкой розницы», где мы предлагаем вернуться к расширению этого сектора в жилых районах (не у метро) «… уверены, что Вам, Юрий Михайлович, не безразлична судьба жителей города и лучше дать людям «удочку» - возможность заниматься торговлей в своих «тонарах», чем видеть тысячи граждан, торгующих с ящиков, как в 1992 году. Конечно это лучше, чем городу платить пособие по безработице. (www.vdcr.ru). Сегодня Движение готовит предложения по развитию цивилизованного рынка мелкорозничной торговли.

VII. «Война» с никотином.

В июле 2008 года руководство страны раскрыло одну из самых страшных тайн, влияющих в том числе и на высокую смертность. О том, что уровень курения среди населения является самым высоким в мире, нам поведал лично президент Медведев. Не удивительно, что через неделю после заявления президента, в бой с этим серьезным противником включился «Дон Кихот» санитарных дел страны - Геннадий Онищенко. Он уже победил во многих войнах: алкогольной, окорочковой, шпротной, минеральной, овощной, цветочной при прежнем президенте страны. Если сказано – фас, надо выполнять!

«Противостояние с циничной, утратившей все нравственные нормы, правила, критерии и принципы российской табачной синекурой, находящейся на услужении иностранного, и прежде всего, американского капитала и которая возглавляется г-жой Школкиной, похоже, вступило в новый виток» - заявление нашего «Дон Кихота».

Конечно же, было обнаружено море нарушений в работе фабричных медпунктов, выявлены обманы потребителей, введенных в заблуждение словами на пачках «легкие» и «суперлегкие» сигареты. Заинтересованные эксперты стали обсуждать то, как подорожание сигарет, как продукта первой необходимости, может повлиять на малообеспеченные слои населения и т.д.

Но факты упрямая вещь. В стране курят 60% мужчин и 30% женщин. При этом из них 80% и 50%, соответственно, начали курить в подростковом возрасте. 400 млрд. штук в год выкуривают россияне.

Наверное в этой истории все было бы правильно, если бы не одно «но».

Ровно два года назад - «с 1 января 2007 года вступили в силу новые правила на рынке табачных изделий - производители и импортеры обязывались указывать на каждой пачке сигарет с фильтром максимальную розничную цену (МРЦ), а также месяц и год производства. Розничная продажа по ценам, превышающим МРЦ, запрещалась. За нарушение этих правил предусматривалась административная ответственность в виде штрафа и конфискация табачных изделий. Данные изменения в Федеральном законе позволили производителю диктовать розничные цены, нарушая основные принципы рыночного ценообразования».., - так начиналось письмо, адресованное руководителю ФАС Игорю Артемьеву от имени ряда общественных объединений предпринимателей, которое было озвучено на пресс-конференции в Центральном Доме Предпринимателей (ЦДП) г. Москва.

Предполагалось, что накануне пройдут переговоры предпринимательской общественности с представителями табачных компаний. Но табачные компании и их представитель – Ассоциация «Табакпром» на переговоры не явились.

Реальность такова, что борьба с табакокурением в мире нанесла колоссальный урон мировым производителям. Обосновавшись на российской «поляне» они обеспечили себе гарантированный сбыт своей продукции по фиксированной стоимости, чем, с одной стороны ущемили продавцов, а с другой стороны - упростили доступ к сигаретам и табакокурению молодежи и несовершеннолетних.

«Низкие» отпускные цены очень выгодны производителям, так как по мнению экспертов норма прибыли составляет около 1000%!

Можно себе представить о каких деньгах идет речь! Не удивительно, что депутаты так оперативно приняли 134-ФЗ от 26.07.2006 г. «О внесении изменений в главу 22 части второй НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ». В то время руководителем профильного комитета ГД был «лучший» друг малого бизнеса Валерий Драганов. Правда обсуждение данного закона в предпринимательском сообществе показало серьезную заинтересованность чиновников Минфина, интересы которого активно защищал заместитель Кудрина - Сергей Шаталов.

Все попытки предпринимателей добиться от ФАС результатов расследования по факту сговора табачных компаний не дали результатов, кроме отписки: NAK/6129 от 25.04.2007. Повторное письмо от 06.09.2007 осталось не отвеченным. Видимо некому из начальства было сказать - ФАС!!!

VIII. На все руки «Атлас».

В конце мая 2008 года в интернете появилась очень любопытная статья Андрея Катукова «Чьи интересы отстаивают общественные организации, лоббирующие отмену кассовых аппаратов?». Автор - истинный патриот нашей великой Родины камня на камне не оставил от оппортунистической политики ОПОРЫ России и её председателя Сергея Борисова. Всё вроде бы правильно, но чем-то неприятным попахивало от этого творения. Представлю небольшой кусок произведения:

«Так вот, в этом опорном пункте наступления малого бизнеса на интервентов и коррупционеров посовещались, и председатель самолично решил, начать защищать малый бизнес, но как? Ни много, ни мало, как потребовал отменить контроль за оборотом наличных денег!

Для начала предложил в мелких магазинах, которых 2 миллиона, отменить кассовые машины, фиксирующие выручку. А там как пойдет, и если получиться, то и во всех местах получения денег от населения.

Какое лукавство!

Разве коррупционеры с тех самых окраин, от произвола которых ОПОРА жаждет защитить своих мелких бизнесменов, будут сидеть за своими высокими заборами и у них не возникнет желания направить в сторону своих вилл эти невидимые глазу обычного человека и наливающиеся силой потоки неучтенной наличности?

А разве в тех странах, где сожалеют о возрождении России, постыдятся черного цвета этих потоков и закроют границы для рек неучтенной наличности?

И это у нас называется борьбой с коррупцией?

А может быть председатель ОПОРы решил, совершить тактический маневр и сначала через отмену касс и обильное вбрасывание неучтенной наличности в экономику выманить из-за высоких заборов всех забаррикадировавшихся там коррупционеров? А уж потом вывести их всех сразу на чистую воду?

Вот интересно, а раньше кто-нибудь пробовал бороться с засыхающей плесенью поливая ее водой?

Мрачная картина получается…»

Прочитав, мои коллеги сразу определили, какие «уши» торчат из-за статьи Катукова. На мой взгляд, не уши, а жирная задница специалистов по осваиванию бюджетов и подавлению свободы предпринимательства - ФГУП «НТЦ«Атлас», созданного в 1951 году при КГБ СССР.

Сколько было освоено денег на голографических марках, с которыми боролось все предпринимательское сообщество, на электронных кассовых лентах, защищенных (ЭКЛЗ), системе ЕГАИС (хотя не факт, что «Атласу» заплатили в полной мере).

Но в чём причина появления статьи в мае?

Дело в том, что 20 марта ФГУП был передан из ведения Роспрома в ведение Мининформсвязи, а часть структуры подчинили ФНС. Вот и получается, что жизнь «Атласа» продолжается в новой конфигурации и надо чем-то питаться, зарабатывать себе авторитет у новых хозяев. Вот статья и оказалась к месту - «враг» не прошел, закон об отмене касс не принят. Предпринимателям по морде. Катукову орден и денежную премию!

Ещё в 2005 году такие катуковы писали статьи о необходимости введения ЕГАИС, чтобы вытеснить нелегальное производство крепкого алкоголя. Вот только по итогам 2007 года нелегальной водки в России по сравнению с 2005 г. стало на 8 млн.дал больше.

IX. Карательные органы.

Участвуя в дискуссии в рамках работы III Московского гражданского форума по теме: «Гражданское общество против коррупции», я заявил о необходимости возвращения карательных органов к правоохранительным функциям, чем вызвал крайнее недовольство присутствующих функционеров системы.

Предприниматели прекрасно знают, что не только законы в стране выполняют главенствующую роль, но и сигналы, посланные первыми лицами страны. Если табачная тема, заявленная Дмитрием Медведевым и не реализуется в полном объеме, то сигналы, посланные Владимиром Путиным, попали предпринимателям и чиновникам в самое сердце. Речь идет о деле ЮКОСа, итогом которого стало ужесточение отношения к предпринимателям со стороны всех контролирующих органов.

Второй по значимости сигнал был подан в годовщину падения мирового финансового рынка: «Падение рынка было вызвано заявлениями премьер-министра Владимира Путина в адрес компании «Мечел» и её руководителя Игоря Зюзина. После этих обвинений иностранные инвесторы начали вывозить свои деньги с российского рынка. Ещё в июне все восхищались российским фондовым рынком. Коррекция произошла исключительно на политических новостях, которые не имеют под собой экономической почвы. Эмоции захлестнули инвесторов. Два года успешного роста экономики были перечеркнуты одним заявлением» - Гендиректор «КИТ Фортис инвестментс» Владимир Кириллов («Коммерсант» - «С Мечелом на паях»). Предприниматели знают, что выражение «прислать доктора» - это очень серьезно!

Ещё один сигнал в конце года был послан через принятие Госдумой проекта поправок к актам, касающимся мер противодействия терроризму, которые исключают участие присяжных заседателей. Депутат Елена Мизулина так оценила проект: «Данный законопроект не о противодействии терроризму, а об ограничении народовластия, о поддержании коррупции в правоохранительной системе и в системе правосудия, о противодействии преодолению правового нигилизма и формированию правовой культуры русского общества». Диссонансом путинским сигналам прозвучало заявление президента Дмитрия Медведева на VII Всероссийском съезде судей 03.12.08 г. о необходимости «гуманизации закона и порядка его применения… И почему его (судьи) личный выбор проходит зачастую не в сторону объективного рассмотрения дел?»

А пока, по словам премьера, сейчас различные органы проводят более 20 млн. контрольных мероприятий в год (без учёта налоговых проверок). - («Ведомости ТПП.» Авг. 08). С требованием ограничить произвол ФНС при налоговом администрировании выступил Сергей Борисов: «Это нарушение сроков проверок, истребование излишней информации, ставшие системой. Блокирование счетов и приостановление деятельности предприятий по надуманным поводам, сомнительная деятельность «зарплатных», «прибыльных» и прочих комиссий».

Что можно добавить?

Депутат МГД Сергей Митрохин в ноябре 2008 г. обратился к министру финансов РФ с просьбой отменить указ Управления федеральной налоговой службы по городу Москве в котором «…черным по белому в документе написано: если вы вышли на проверку, то должны собрать не менее миллиона рублей. Принцип презумпции невиновности полностью игнорируется…»

Настоящие карательные органы!

X. Коррупция.

Выступая этим летом на IV Конгресс Национального бизнеса, вице-президент РСПП Игорь Юргенс заявил, что в России коррупцию победить нельзя в ближайшие 50 лет, что коррупция недоступна гражданскому обществу, что в Совете по противодействию коррупции при президенте РФ одни чиновники, что в правящую партию воры в законе входят на региональном уровне…

Словарь иностранных слов времен СССР переводил с латинского коррупцию как «подкуп», «продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц в капиталистическом обществе», - про нас, любимых! За десять лет, с 1998 года Россия скатилась с 76 места в мире по индексу восприятия коррупции на 147 место. Коррупционный оборот оценивается в 300 млрд. долларов в год в России. В рейтинге доходных мест лидируют: распределение бюджетных расходов; государственные закупки; передача в пользование природных ресурсов; торговля должностями; коррупция в судебной системе.

В 2008 году рост коррупционных преступлений в силовых органах вырос на 35,4%; во внутренних войсках в 3,2 раза; в МЧС – в 1,6 раза; в Минобороны РФ – 24%; в пограничных органах ФСБ - более чем на 10% («Аргументы и факты» 19.11.2008»).

В конце года Госдума и Совет Федерации приняли закон «О противодействии коррупции», что можно было бы оценить как очень позитивное событие, правда законодатели предусмотрели для чиновников отсрочку на год по подаче деклараций об имуществе и доходах.

Как эксперт Национального антикоррупционного комитета (НАК), могу согласиться с Игорем Юргенсом и готов добавить, что никакая борьба с этим злом №1 в России не даст результатов, пока в стране не появится:

  1. Реальная политическая конкуренция и механизм независимого парламентского расследования.
  2. Независимый, а не Басманный, суд.
  3. Независимые СМИ.
  4. Общественный (гражданский) контроль;
  5. Пока не будет отделен бизнес от власти и власть от бизнеса;
  6. Пока чиновничий аппарат не сократится на 500 тыс. человек;
  7. Пока карательные органы не будут превращены в правоохрани-тельные.

Последние годы российское общество, специалисты констатировали появление такого вида коррупции как политическая - использование государственным лицом своих полномочий для извлечения политической выгоды или подавления политической конкуренции.

Этой осенью, участвуя в качестве секунданта в ток-шоу Владимира Соловьева «К барьеру», я задал участнику – Михаилу Барщевскому вопрос: «Считает ли он себя инструментом (субъектом) коррупции?» Реакция была удивительной! Никогда ещё мои коллеги не видели столь растерянного и разбитого вопросом политика!

Пример этот очень важен для понимания тех политиков и общественных деятелей, которые участвуют в качестве субъектов в политической коррупции и пока не очень задумываются о своей репутации. Достаточно характерным в этом смысле был пример подготовки проекта резолюции Всероссийского Форума «Малый и средний бизнес – основа социально-экономического развития России в XXI веке», состоявшегося 26 мая 2008 года. Безграничное возмущение этот проект вызвал потому, что стал квинтэссенцией двадцатилетней продажности наших горе-общественников властным структурам и одной из главных причин НЕразвития малого бизнеса в стране. Я очень рад, что нашлось достаточно много людей, поддержавших мое возмущение и не давших пройти такому проекту.

XI. Конец финансовых спекулянтов!?

На Сочинском экономическом форуме 19-20 сентября 2008 года глава группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров так охарактеризовал ситуацию: «…Огромный виртуальный мир опустился на грешную землю и стал влиять на мировую экономику».

Известный экономист Сергей Глазьев на заседании «Меркурий – клуба» так охарактеризовал две главные причины кризиса: «Первая причина – саморазрушение долларовой и финансовой пирамиды американских обязательств, когда американцы печатают деньги под обслуживание долгов. Это типичная финансовая пирамида, которая давно уже вышла за пределы устойчивости. Вторая причина – появление огромного количества виртуальных сделок, которые совершаются не в связи с куплей-продажей активов, а по поводу обязательств в будущем. Эти так называемые деревативы сегодня по своему объему на порядок (а по некоторым оценкам даже на два) превысили реальные активы, то есть возникла чудовищная несбалансированность…»

Теперь по порядку о долларовой и финансовой пирамиде. США потребляют 40% от ежегодно производимого в мире, а производят около 20% мирового ВВП. Вопрос – кто платит за эти остальные 20%? Платит весь остальной мир, который отдает Америке свои товары в обмен на не обеспеченные бумажки, при этом происходит перераспределение мировых богатств в пользу США.

Федеральная Резервная система США - 20 частных банков. ФРС печатает долларов больше, чем нужно для функционирования мировой экономики, при этом остальные страны лишены права осуществлять контроль за эмиссией доллара. Доллар это лучший товар, который по прибыльности превосходит другие виды зарабатывания денег.

Чтобы необеспеченная часть эмиссии долларов не давила на товарный рынок и не вела к обесцениванию доллара, обычный фондовый рынок был превращен практически в виртуальный, через связывание, замораживание значительной части долларовой массы в виртуальном товаре. Акции предприятий имеют свою цену, но главная инвестиционная ценность акций на нормальном рынке определяется прибыльностью предприятия, т.е. позволяет получать доход в виде части прибыли предприятий, распределяемой между акционерами. Стоимость акций тем выше, чем выше ежегодная прибыль на вложенный капитал – суть нормального фондового рынка.

На виртуальном фондовом рынке прибыль имеет третьестепенное значение. Главное – рост капитализации и, соответственно, рост стоимости акций. Главный доход инвестора – рост стоимости пакета акций.

Фондовый рынок (виртуальный), основанный на росте курсовой стоимости акций, может «утилизировать», «связать» доллар в десятки раз больших, чем рынок, основанный на оценке акций, исходя из действительной прибыльности предприятий. Виртуальный рынок кроме задачи «Оттягивания долларов», давал контролирующим ключевые моменты рынка, возможности крупных заработков. Реально фондовый рынок обеспечен деньгами только на 1-2%. Дно фондового рынка – реальная стоимость акций, определяемая реальной прибыльностью предприятия. Эта стоимость в десятки раз меньше стоимости акций на виртуальном рынке.

Спасти виртуальный фондовый рынок можно, напечатав десятки триллионов долларов, но тогда доллар рухнет. В эту замечательную виртуальную игру Россию «затянуло» основательно и бесповоротно. Но в отличие от ведущих мировых стран, падение на рынках которых составляло 30%, обвал на российском был в 5 раз. Высокие цены на нефть последние 8 лет решали те же самые задачи, что и фондовый рынок – связать долларовую массу, но в отличие от фондового рынка, в реальном товаре. Вот то, что, видимо, имел ввиду Сергей Глазьев, говоря о саморазрушении долларовой и финансовой пирамиды. Чем объяснить, что наши финансовые власти продолжают оказывать помощь финансовому сектору, в том числе банкам, а не поддержку напрямую реального сектора экономики?

На мой вопрос: «Как можно квалифицировать действие властей, как преступление?», Моисей Гельман – редактор газеты «Промышленные ведомости» и ведущий эксперт ответил, что это некомпетентность. Джорж Сорос в интервью «Нувель Обсерватёр» сказал: «Рыночные фундаменталисты до последнего момента пребывали в уверенности, что рынки будут саморегулироваться. Это – заблуждение!.. Отягчающий фактор – при каждом кризисе банкам, чтобы позволить им выправить свое положение, предоставляли полную свободу действий в плане увеличения кредитов…»

Одной из отличительных особенностей нашего рынка многие годы было фактическое отсутствие законодательства о распространении и использовании инсайдерской информации. До сих пор у регулятора рынка нет системы контроля таких нарушений и о них становится известно уже из публикаций в прессе. На западе законодательство о манипулировании и инсайде предусматривает и уголовную ответственность. Учитывая сращивание функционеров и бизнеса в этой сфере, получаются многомиллиардные доходы.

Что ждет реальный сектор России в этих условиях? Все будет зависеть от компетентной политики и скорейшего отстранения представителей финансового и банковского сектора от влияния на принятие решений.

И какой приговор наши власти вынесут малому и среднему предпринимательству?

Илья Хандриков
Председатель
Оргкомитета ВДЧР

Комментарии   

# ilia 20.01.2009 17:32
Вчера получил,к несчастью,подтверждение силы сигналов "двуглавого орла".Только дума приняла и президент подписал поправки к актам,касающимся мер противодействия терроризму,несмотря на то,что правозащитники и политики предупреждали о страшных последствиях,как ожили карательные органы.Убийство Станислава Маркелова - свидетельство,что сигнал начал действовать!Станислав был честным принципиальным человеком и не раз защищал интересы предпринимателей! Добрая ему память.
Ответить
# ilia 17.02.2009 16:48
В январе отправил Итоги бывшему министру экономики Андрею Нечаеву для ознакомления.Получил ответ:"Отличная статья!" Разве я мог предполагать,что Нечаев вошел в кремлевский проект "Правое дело",который теперь пиарится на заявленной в статье теме "Конец крепостного права?"Смотрите "Коммерсант"17 февраля ст.4
Ответить

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

РЕКЛАМА: