Войти

СЕТЕВАЯ ТОРГОВЛЯ СДЕРЖИВАЕТ РОСТ ЦЕН

Осеннее повышение цен на основные продукты питания заставило общество искать ответы на два исконно русских вопроса: "Что делать?" и "Кто виноват?". Горячие головы уже упрекают производителей в ценовом сговоре и предлагают ввести фиксированные цены. О своем видении того, что на самом деле происходит с ценами на продукты, обозревателю "Известий" Алексею Аронову рассказал Лев Хасис - главный исполнительный директор X5 Retail Group (торговые сети "Пятерочка" и "Перекресток") и председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).

 

ВОПРОС: Лев Аронович, почему в стране подорожали практически все основные продукты питания?

ОТВЕТ: Все уже свыклись с тем, что все вокруг - бензин, электричество, цемент, жилье - постепенно дорожает. На этом фоне цены на продукты питания какое-то время действительно характеризовались относительной стабильностью. И то, что произошло с ними в сентябре-октябре, явилось для потребителей шоком. Цены за последнее время действительно подскочили, но не на всё. Подорожали в основном молочные продукты и растительное масло.

Причем подорожали не только в России. К сожалению, тенденция роста цен на продовольствие, видимо, сохранится и в обозримом будущем. Почему же растут цены?

Рост цен вызван целым рядом макроэкономических причин. Стабильно высокие цены на углеводородное сырье сделали рентабельным производство топлива для машин из традиционной продукции сельского хозяйства. В CША и Европе бум строительства предприятий по производству биотоплива. Фермеры во многих странах начинают специализироваться на выращивании культур, наиболее эффективных для производства топлива. Машины вступили в конкуренцию с людьми за еду. Демографические факторы - быстро растет спрос на продовольствие, например, мировое потребление молочных продуктов в 2007 году выросло примерно в объеме производства крупнейшего в мире экспортера молочной продукции - Новой Зеландии. Если сравнить этот год с предыдущим, это как если бы в 2006 году Новая Зеландия ничего бы не поставляла на экспорт. На многих рынках появился дефицит молочных продуктов, после чего ряд стран начали менять регулирование отрасли. Так, например, Евросоюз отменил субсидии на молочные продукты. Сильно выросли цены на импортное сухое молоко, которое является важным ингредиентом при производстве практически всех молочных продуктов в России.

Отечественные сельхозпроизводители пока не обеспечивают полностью потребности внутреннего рынка в некоторых критически важных для потребителей продуктах.

Относительно низкие цены на сельхозпродукцию на внутреннем рынке стимулируют ее экспорт, даже в условиях дефицита на внутреннем рынке. Кроме того, вряд ли ситуация, когда рост реальных доходов населения существенно опережает рост производительности труда, может противостоять росту цен.

Уровень издержек при движении продукции от первичных российских сельхозпроизводителей к потребителю продолжает оставаться на высоком уровне. Большое количество разного рода посредников, не имеющих реальной экономической роли и использующих ситуацию отсутствия цивилизованного оптового рынка продовольствия, локальный монополизм - эти явления также не способствуют низким ценам. Рост арендных ставок за торговые помещения приводит к тому, что во многих случаях около половины своей маржи розница вынуждена направлять на эти цели. К этому можно добавить беспредельный произвол, который творится в некоторых регионах чиновниками, и затраты на борьбу с ним... Список причин можно было бы и продолжить, но вывод прост - в конце концов за все вынужден платить потребитель.

 

ВОПРОС: Как это отразилось на рознице?

ОТВЕТ: Простой пример. Раньше "Российский" сыр стоил в наших магазинах около 100?рублей, а теперь около170 рублей. При этом наценка на него в январе была около 10%, а теперь она зачастую отрицательная. То есть сыры, как и другие товары массового спроса, мы всегда продавали с минимальной наценкой, так как эти продукты в наших сетях являются важным фактором, привлекающим покупателей. Сейчас розничная цена на этот сыр выросла пока примерно на 70%. А закупочная - на 90%. Поэтому сегодня эту продукцию мы нередко продаем не с наценкой, а с убытком для себя. Мы очень дорожим нашей репутацией доступных каждому российскому покупателю магазинов и стараемся по возможности смягчить ситуацию.

 

ВОПРОС: В каких магазинах и регионах цены по вашему наблюдению выросли больше всего?

ОТВЕТ: В несетевых. И это легко объяснимо. Что собственно может независимый магазин противопоставить поставщикам, у которых он занимает ничтожную долю в объеме сбыта? Ничего! Поэтому в таких магазинах цены растут намного быстрее. Вчера заезжал в один такой магазин - цены там в два раза выше, чем в сетевых. Если розница слабая - цены диктуют производители. По нашим данным, Санкт-Петербург, где руководство города всегда уделяло большое внимание развитию цивилизованной высококонкурентной сетевой торговли, находится на одном из последних мест в стране по темпам роста цен, а, скажем, Калужская, Рязанская и некоторые другие весьма благополучные с точки зрения производства молочных продуктов области, где уровень развития сетевой торговли пока очень низок, находятся в числе лидеров роста цен.

 

ВОПРОС: Многие эксперты говорят, что сегодня наоборот необходимо открыть двери импорту? Не пострадает ли сельское хозяйство? К чему все это приведет?

ОТВЕТ: Сейчас нужно это сделать - временно, в тактических целях, для изменения динамики процессов. Правительство уже заявило о снижении импортных пошлин на сухое молоко и некоторые другие продукты питания, а также о введении экспортных пошлин на зерно. Думаю, что эти меры будут действовать до стабилизации ситуации на рынке. Однако нет худа без добра. Сейчас, когда производство молочной продукции, растительного масла или каких-то других товаров становится более рентабельным, это приведет к росту инвестиций в эту отрасль, после чего объем производства увеличится и уменьшается зависимость от импортных товаров.

 

ВОПРОС: Как будет изменяться ваша работа с поставщиками?

ОТВЕТ: Мы находимся в постоянном контакте с крупнейшими производителями продовольствия и совместно с ними работаем над решением проблем недопоставок и роста цен. То, что сейчас происходит, стимулирует нас искать пути сокращения цепочки, по которой товар приходит к потребителю. Мы намерены выбросить из нее всех посредников, перекупщиков. У нас есть большой экономический стимул напрямую договариваться с сельхозпроизводителями.

 

ВОПРОС: Что, по-вашему, должно предпринять государство в сложившейся ситуации?

ОТВЕТ: Помимо тех мер, которые правительство уже приняло и принимает, хотелось бы, чтобы оно решительно пресекло экономический сепаратизм регионов. Одна из причин роста цен кроется и в нем. Гарантированное Конституцией право на свободное перемещение товаров и услуг для многих мэров и губернаторов является просто красивой фразой. А за действия местных властей, которые не пускают в свой регион товары и торговые сети из других регионов страны, население должно переплачивать. Кроме того, считаю, что еще больше внимания нужно уделять сельскому хозяйству. Много изменений уже произошло. Если посмотреть на сегодняшнее сельское хозяйство и каким оно было 10 лет назад, изменения огромны и очевидны. Но раньше в основном внимание уделялось собственно производству сельхозпродукции. А сейчас нужно уделить внимание еще и оптовому звену и инфраструктуре села. Должны появиться дороги, современные логистические операторы, которые будут предоставлять крестьянам весь комплекс логистических услуг - от приемки до упаковки и дальнейшей поставки в товаропроводящую сеть и т.д. При определенной политической воле, а ресурсов, в том числе и финансовых, у государства сегодня достаточно, в короткие сроки ситуация может кардинально измениться. Устранение посреднических элементов и замена перекупщиков на логистических провайдеров приведут к тому, что, если бы это сегодня произошло, цены могли бы быть на 10-20% ниже нынешнего уровня. Замечу, что и нам - торговым сетям - очень важно начать прямой диалог с Министерством сельского хозяйства. Есть нацпроект, под который выделяются большие ресурсы, и нам нужно взаимодействовать с государством, чтобы эти ресурсы наиболее эффективно распределялись на те виды сельского хозяйства и продукты, которые являются дефицитными. К государственным инвестициям в сельское хозяйство мы готовы добавлять и свои.

 

ВОПРОС: Как вы относитесь к призыву ввести фиксированные цены?

ОТВЕТ: По опыту разных стран, проводивших такие смелые эксперименты, можно сказать - как только государство начинает заниматься ценообразованием, это приводит к появлению на полках магазинов толстого слоя пыли вместо товаров. Последствия могут быть прямо противоположными тому, ради чего это затевалось. Звучат даже предложения ввести плановое ценообразование и директивно-плановые отношения торговли и поставщиков. Большая вероятность, что тогда многие продукты вообще исчезнут и на них можно будет посмотреть только в "Книге о вкусной и здоровой пище" - как это уже было и недавно, буквально 20 лет назад. Лучше удержаться от таких соблазнов. Как только будет введено госрегулирование, могут появиться талоны. Я, например, до сих пор очень хорошо помню, как выглядел талон на бутербродное масло (о сливочном речи не было даже по талонам).

Пока есть свободное ценообразование, на одни товары мы можем иметь небольшую наценку или даже отрицательную маржу и компенсировать убытки за счет более высоких наценок на премиальные продукты.

В таком случае у рынка есть возможность самому все отрегулировать.

 

ВОПРОС: Вы являетесь руководителем Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей крупнейшие торговые сети страны. Планирует ли АКОРТ какие-то действия в связи с ситуацией на потребительском рынке?

ОТВЕТ: Компании - члены АКОРТ встревожены положением на рынке. Рост отпускных цен, а главное - скорость этого роста с нашей точки зрения не совсем адекватна.

 

Президиум АКОРТ принял решение публично обратиться к поставщикам с призывом не повышать отпускные цены на социально значимые виды продуктов и в свою очередь готовы заморозить на них розничные цены.

Лев ХАСИС

 

По материалам газеты "Известия"

 

Обсуждаем статью на форуме... 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

РЕКЛАМА: