Войти

В конце минувшего года Фонд «Индем» завершил работу над проектом "Бизнес и коррупция: проблемы противодействия 2006".  В проекте активное участие принимали члены оргкомитета Движения «За честный рынок». Ниже приводится один из ключевых разделов проведённого исследования. Как мне кажется, в нём содержатся идеи напрямую созвучные с идеологией нашего Движения, в общем, и  способы противодействия такому уродливому явлению в жизни нашего общества, как коррупция, в частности.

http://www.anti-corr.ru/

4.2. РАМОЧНАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Значительное упрощение процесса решения многих проблем в отношениях предпринимателей и властей по поводу аренды и приобретения производственных и торговых помещений и земли может быть достигнуто за счет использования в работе принципов рамочной антикоррупционной стратегии. Эта стратегия позволяет структурировать и системно организовать антикоррупционную деятельность отдельных предпринимателей или их объединений. В ней заложены основы повышения эффективности деятельности такого рода и снижения индивидуальных потерь предпринимателей от участия в антикоррупционной деятельности.

В каждой конкретной ситуации комплекс условий и обстоятельств, определяющих тот или иной образ взаимодействия предпринимателей и государственных органов, уникален. Поэтому конкретные мероприятия, которые могут помочь минимизировать негативные явления во взаимоотношениях предпринимателей и государственных органов, должны разрабатываться под конкретные задачи самим бизнес-сообществом.

Весь комплекс предлагаемых к внедрению мер может быть разделен на три взаимосвязанные группы:

  1. Меры, корректирующие собственную практику ведения бизнеса предпринимателем.
  2. Меры, определяющие стратегию и содержание совместной деятельности предпринимателей.
  3. Меры макроуровня (политические и управленческие), направленные на глобальное изменение ситуации в стране.

Взаимосвязь этих трех групп очевидна: меры первой группы - это первый шаг, в то время как меры второй группы должны поддерживать и усиливать эффект от их внедрения, а меры третьей группы - обеспечивать эффективность и устойчивость мер первых двух групп.

Данная стратегия была разработана Фондом ИНДЕМ в 2004 году в рамках исследовательского проекта "Бизнес и коррупция: проблемы противодействия 2004" при поддержке Центра международного частного предпринимательства. В рамках проекта были проведены серии глубинных интервью в Московском, Саратовском и Иркутском регионах. Содействие Фонду ИНДЕМ оказали "ОПОРА России" и региональные Торгово-промышленные палаты Саратовской и Иркутской областей. На основе полученных материалов была разработана рамочная антикоррупционная стратегия, ориентированная на снижение потерь бизнеса в коррупционных ситуациях. По материалам исследования, которому посвящен данный доклад, предлагаемая Стратегия уточнена и скорректирована.

Также целесообразно выделить несколько уровней мероприятий:

  1. краткосрочные, которые можно и нужно внедрять уже сейчас;
  2. среднесрочные, требующие определенной подготовки;
  3. долгосрочные, ориентированные на будущее.

4.2.1. Меры, корректирующие собственную практику ведения бизнеса предпринимателем

Данная группа мер ориентирована на изменение каждодневной практики взаимодействия отдельных предпринимателей и представителей различных государственных и муниципальных структур. Это существенный элемент антикоррупционной стратегии, который имеет как практическое, так и символическое значение.
Главными задачами рассматриваемых мер являются:
1) максимальное снижение ущерба, наносимого бизнесу административными барьерами, выстраиваемыми властью;
2) сокращение поборов, к которым систематически и повсеместно прибегают представители власти;
3) создание нормальных стабильных условий для функционирования и развития бизнеса.

В данном случае для предпринимателей важно следовать следующим принципам в своей работе и взаимодействии с властями:

  1. максимально стремиться следовать действующим нормам - это единственный способ лишить оснований требования взяток и обрести независимость от власти;
  2. знать законы и иные нормативные акты, регулирующие деятельность своего бизнеса и контрольные функции властных органов - очень часто чиновники оказываются не очень хорошо осведомлены о деталях правового регулирования своей деятельности и деятельности предпринимателей, и в случае аргументированного и подкрепленного фактами несогласия предпринимателя "забывают" о первоначальных претензиях;
  3. следить за изменениями в законах и иных нормативных актах - часто чиновники ссылаются на утратившие силу правовые нормы, регулирующие деятельность бизнеса, в таких ситуациях это эффективный способ противодействия необоснованным претензиям;
  4. использовать "книги учёта контрольных проверок" - по отзывам некоторых предпринимателей, это хороший способ контроля частоты проверок, создающий хотя бы какие-то преграды на пути бесконтрольных и бессистемных проверок;
  5. стремиться к объединению усилий с другими предпринимателями - такое стремление и осознание необходимости объединять усилия уже есть, однако, необходимо активизировать поиск общих интересов с другими предпринимателями (необязательно работающими в той же сфере деятельности). 

4.2.2. Меры, определяющие стратегию и содержание совместной деятельности предпринимателей

Эта группа мер является наиболее важным элементом антикоррупционной стратегии.
Дело в том, что противодействие коррупции со стороны предпринимателей в их взаимоотношениях с органами власти и государственного или муниципального управления может быть эффективным, только если оно будет коллективным. В противном случае предприниматель реализующий антикоррупционную стратегию поведения, вынужден брать все давление и недовольство коррумпированных чиновников на себя. Как известно, у властей самого разного уровня практически всегда имеются репрессивные механизмы и инструменты подавления недовольства своей деятельностью. В то же время, он действует во благо всем другим предпринимателям, так как пытается изменить неэффективные коррупционные методы работы государственного аппарата на более эффективные некоррупционные методы. Следовательно, такой предприниматель имеет право рассчитывать на поддержку со стороны других предпринимателей.

Важными целями реализации коллективных мер антикоррупционной стратегии являются:

  1. сокращение до минимума возможностей чиновников получать административную ренту;
  2. обеспечение возможностей честной конкуренции за потребителей товаров и услуг, а не за доступ к административному ресурсу;
  3. обеспечение реальной защиты прав собственности не только отдельных или всех предпринимателей, но и всех граждан;
  4. расширение возможностей развития малого и среднего бизнеса в регионе, возможностей перехода малого бизнеса в средний, а среднего - в крупный;
  5. защита интересов предпринимателей в ситуациях возникновения разногласий с государственными, муниципальными властями или другими организациями, связанными с властью - это должно позволить предпринимателям снизить тяжесть возможного давления на отдельных бизнесменов, подменив индивидуальную ответственность коллективной;
  6. поддержка предпринимателей в их усилиях решить задачи, рассматривавющиеся в группе индивидуальных антикоррупционных мер - это позволит повысить эффективность мер и снизить индивидуальные затраты предпринимателей на их внедрение;
  7. создание эффективных постоянных механизмов лоббирования групповых интересов в местных (муниципальных) и региональных органах власти;
  8. обеспечение и защита автономности предпринимательства от власти _ достаточно часто успешный бизнес отбирают или скупают для извлечения прибыли без особых усилий или для последующей распродажи по частям с извлечением прибыли, что обычно разрушает успешный бизнес и мешает развитию здоровой конкуренции на рынке;
  9. снижение издержек законопослушного поведения предпринимателей - стратегии позволяют компенсировать издержки, связанные с изъянами рынка.

Предлагаемые ниже меры ориентированы, в первую очередь, на организации предпринимателей (ассоциации, объединения и т.п.). Так как их спектр довольно широк, будет полезно разделить их на меры, которые нужно обязательно реализовать в ближайшее время, и меры, реализация которых возможна несколько позже. Среди срочных мер коллективной антикоррупционной стратегии можно выделить следующие:

  1. Информирование власти о том, что работающий успешный бизнес ей выгоден. Мотивирование власти на сотрудничество с бизнесом в сфере антикоррупции. Это достаточно сложно, но вполне реально.
  2. Создание среды постоянной комфортной корпоративной коммуникации. Это очень важно для обеспечения регулярного обмена информацией между предпринимателями.
  3. Коллекционирование и распространение опыта "позитивных образцов" антикоррупционного поведения. Это позволит существенно повысить "сопротивляемость" предпринимателей внешнему давлению.
  4. Разработка, внедрение и контроль выполнения стандартов деловой этики, а также наложение санкций на их нарушителей. Коллективная организация предпринимателей должна быть инициатором повышения этического уровня ведения бизнеса в регионе и должна осуществлять определенный контроль над соответствием деятельности своих членов этим принципам морали и этики.
  5. Единая служба мониторинга изменений законодательства и доведения необходимойинформации до членов ассоциаций.
  6. Развитие служб "быстрого юридического реагирования", которые предоставляли бы моментальную юридическую консультацию по телефону или с выездом на место - своеобразная "скорая юридическая помощь" - в ситуациях, когда права и интересы предпринимателей оказываются ущемленными.
  7. Реализация возможностей коллективной защиты отдельных предпринимателей в судах и административных разбирательствах со стороны ассоциаций бизнеса. Для этого, возможно, необходимо будет создавать организации, занимающиеся юридической защитой предпринимателей. Оплата их услуг может быть как централизованной (непосредственно через ассоциации), так и индивидуальной (на основе льготных расценок для членов бизнес-объединений).
  8. Комплекс семинаров, круглых столов и тренингов по повышению квалификации (экономические, юридические, бухгалтерские и др. аспекты деятельности) руководителей малого бизнеса. На практические семинары по конкретным темам можно приглашать чиновников из профильных государственных структур. На таких семинарах можно добиваться получения практической информации и рекомендаций по легальному решению тех или иных вопросов.
    Также это позволит раньше узнавать и лучше подготавливаться к предстоящим изменениям в практике работы органов.
  9. Социально-психологические тренинги для руководителей малого бизнеса по созданию нужного климата в коллективе.
  10. Коллективные организации предпринимателей должны предоставлять информационные и консультативные услуги бизнесу в большем объеме. Например, поиск новых сфер деятельности для малого бизнеса и помощь в их освоении - многие предприниматели ожидают от коллективных организаций бизнеса консультативных услуг по анализу конъюнктуры рынка и пр.
  11. Поддержка ассоциациями бизнеса, фондами и отдельными предпринимателями деятельности негосударственных некоммерческих организаций, занятых правозащитной деятельностью, в частности, помощью гражданам и бизнесу в отстаивании прав собственности.
    Сам факт общественной защиты прав частной собственности будет развивать этот экономический институт, способствовать решению соответствующих проблем бизнеса, а также информировать, обучать граждан и улучшать их отношение к бизнесу. Опыт показывает, что такой деятельностью более эффективно занимаются некоммерческие организации, а не непосредственно бизнес-объединения.
  12. Усиление влияния на общественное мнение и чиновников через СМИ - это основной ресурс гражданского общества, посредством которого оно может влиять на власть.

Среди мер, требующих больше времени на подготовку или реализацию, можно обозначить следующие:

  1. 1. Противодействие "доильному" бизнесу, создаваемому властью, в т.ч. посредством:
    а) коллективного бойкота (лишить его доходов);
    б) предоставления альтернативных (конкурирующих) услуг от имени ассоциаций бизнеса;
    в) судебных преследований в случае обнаружения нарушений законов.
  2. Централизация социальной благотворительности на местном уровне - праздников, благоустройства территорий и т.п. через централизованный фонд, как описывалось выше.
  3. Давление на власть с целью обеспечения прозрачности и доступности информации по следующим проблемам:
    а) муниципальная и региональная собственность на недвижимость;
    б) муниципальная и региональная собственность на землю;
    в) сделки с землей;
    г) перевод из жилого жилищного фонда в нежилой;
    д) распределение нежилых помещений.
  4. Создание специальных экспертных советов предпринимателей при законодательных и исполнительных органах власти с целью проведения оценок и экспертиз решений этих органов власти, касающихся бизнеса. Насколько влиятельными будут такие экспертные советы, будет зависит от эффективности, профессионализма и активности ассоциаций бизнеса.
  5. Одним из направлений деятельности экспертных советов бизнеса является проведение постоянных антикоррупционных экспертиз всех законопроектов и нормативных документов, рассматриваемых органами власти. В этом случае будет снижаться возможность принятия органами власти решений, изначально способствующих развитию и расширению практики коррупции.
  6. Предоставление льготных коммерческих займов малому бизнесу. Условия предоставления таких займов должны быть посильны соответствующим категориям предпринимателей и должны дополнять возможности администраций различных уровней управления, а также банковской системы по фактическому кредитованию бизнеса. На начальном этапе такого рода проекты не будут рентабельными, но после некоторого периода развития вполне способны приносить прибыль их владельцу.
  7. Дополнительным антикоррупционным эффектом такого рода проектов будет быстрый и объективный аудит бизнесов, обращающихся за предоставлением им займов, со стороны бизнес-_сообщества. Даже если не будет реализовано небанковское кредитование малого бизнеса, практика общественного аудита очень важна, так как позволит демонстрировать (или проверять) честность и прозрачность организаций - членов бизнес-ассоциации.
  8. Возможно развитие совместной с властями деятельности по созданию "бизнес-инкубаторов" – бизнес-центров, в которых "молодому" или развивающемуся бизнесу предоставлялась бы комплексная помощь в решении различных организационных вопросов (регистрация, оформление, аренда, ведения бухучета др.). Задача таких структур - упростить вхождение на рынок для начинающих предпринимателей. В этом можно заинтересовать власти, которым подобные акции тоже очень полезны: больше бизнеса - больше известности, политических дивидендов, налоговых поступлений, рабочих мест, ресурсов для решения социальных вопросов и пр.
  9. Сбор информации и организация правового преследования должностных лиц, нарушающих законодательство и законные интересы предпринимателей.
  10. Организация повышения квалификации (на уровне региона) чиновников тех органов, которые постоянно контактируют с бизнесом, а также, в качестве следующего шага, подготовка кадров для государственного и особенно муниципального управления.

В реализации коллективных мер антикоррупционной стратегии общественной
организации бизнесменов предлагается использовать технологию "Нога в дверях". Сначала нужно заключить с властью соглашение общего характера, которое включало бы заявление о намерениях совместно противодействовать коррупции и содержало бы несколько направлений деятельности. Главное условие - предельная публичность. Первым шагом должно стать информирование общества о созданном партнерстве. Затем, пока еще не затихла волна общественного интереса, выдвигается какое-либо стартовое предложение. Власть начнет его анализировать. Пока она этим занята, надо выдвигать следующее предложение. Все мероприятия необходимо осуществлять максимально публично, чтобы у власти было меньше возможностей отказаться от первоначальных обязательств.
Также очень важен символический элемент. Например, офисы (помещения) бизнеса, входящего в ассоциации, должны на видных для контролеров местах иметь яркие оповещения типа "Член ассоциации *****", "Находится под защитой "Скорой юридической помощи"".
Такие оповещения позволят мгновенно отличать предпринимателей, входящих в объединение, и обеспечат дополнительную символическую защиту от незаконных притязаний. 

 4.2.3. Меры макроуровня (политические и управленческие), направленные на глобальное изменение ситуации в стране

Системное противодействие коррупции в регионах требует принятия и исполнения многих решений на федеральном уровне государственного управления.
Основными задачами такой деятельности должны быть:
  1. защита и поддержка решения бизнесом задач из группы коллективных мер анти-коррупционной стратегии;
  2. обеспечение представительства интересов бизнес-ассоциаций в местных (муниципальных) и региональных органах власти;
  3. организация эффективного взаимодействия с федеральными партиями;
  4. обеспечение лоббирования интересов предпринимателей на федеральном уровне.

К политической деятельности представителей бизнеса могут относиться мероприятия, связанные с решением некоторых политических проблем, существенно влияющих на эффективность проводимой антикоррупционной политики в регионе. К политическим можно отнести, например, следующие предложения:

  1. обоснование и лоббирование ассоциациями бизнеса перераспределения налогов в регионе и на муниципальном уровне;
  2. проведение согласованных акций в частных средствах массовой информации, направленных против крупных коррупционеров;
  3. участие ассоциаций бизнеса в выборах с поддержкой антикоррупционных программ и кандидатов, занятых противодействием коррупции;
  4. формирование союзов между низовыми организациями бизнеса и федеральными партиями для захвата власти на низовом уровне и защиты этой власти;
  5. осуществление ассоциациями бизнеса и некоммерческими организациями контроля бюджетных расходов органов государственного и муниципального управления.

 

* * *

Предлагаемый комплекс мер является своеобразной антикоррупционной "программой-максимумом". В идеальном случае наибольшая эффективность программы антикоррупционных действий будет достигнута при полной реализации всех мероприятий, перечисленных выше. Однако очевидным остается факт, что не все планы удается реализовать полностью. Это извечная проблема сложных систем.
Тем не менее, даже реализация только части предложенных мер даст определенные положительные результаты по снижению коррупции. Просто результаты будут скромнее и менее заметны или их достижение займет больше времени.
Если в среде предпринимателей достигнуто согласие по поводу необходимости начала реализации антикоррупционной стратегии, то нет особой нужды дожидаться момента, когда обстоятельства сложатся таким уникальным образом, что будет возможно реализовать все сто процентов мероприятий антикоррупционной стратегии. Скорее, можно рекомендовать начинать работу, как только будет определен спектр возможных мер и способы их реализации.
По мере их исполнения ситуация в регионе может меняться, и в дальнейшем могут быть достигнуты даже лучшие результаты, чем можно было бы спрогнозировать в самом начале.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

РЕКЛАМА: