Войти

Стенограмма заседания рабочей группы Комитета Государственной Думы по охране здоровья

Здание Государственной Думы. Зал 940. 12 октября 2010 года. 15 часов. Председательствует первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Н.Ф. Герасименк. Председательствующий. Хочу поздравить всех с тем, что свершилось - подписана концепция борьбы с табакокурением, что для нас это главное. Мы до сих пор держали законопроект, не один раз уже обсуждали и слушали, сейчас законопроект вам уже роздан. Он учитывает, ну, будем говорить так, четыре документа: это рамочная Конвенция Всемирной организации по здравоохранению; это концепция, которая недавно была принята; это действующий федеральный закон по ограничению курения табака, как база, так вот и замечание Правового управления президента. Здесь там такая табличка.

Здание Государственной Думы. Зал 940.
12 октября 2010 года. 15 часов.

Председательствует первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Н.Ф. Герасименко

Председательствующий. Хочу поздравить всех с тем, что свершилось - подписана концепция борьбы с табакокурением, что для нас это главное. Мы до сих пор держали законопроект, не один раз уже обсуждали и слушали, сейчас законопроект вам уже роздан. Он учитывает, ну, будем говорить так, четыре документа: это рамочная Конвенция Всемирной организации по здравоохранению; это концепция, которая недавно была принята; это действующий федеральный закон по ограничению курения табака, как база, так вот и замечание Правового управления президента. Здесь там такая табличка.
Какое есть предложение, чтобы с учётом времени рассмотреть только те статьи, которые изменились, либо требуют обсуждения, которые у нас уже многократно обсуждались? Не возникает ни у кого вопросов, ни у ГПУ, везде согласовано, те вопросы не обсуждаются.
Нет возражений? Пойдём... Тогда возьмите все проект федерального закона.
Дальше. Есть табличка. По этим будем работать.
Первое. По целям. Там всё понятно, они отработаны, снижение смертности  и так далее. Всё соответствует концепции.
Понятийный аппарат. В понятийный аппарат, там были замечания у ГПУ, в пункт пятый добавлено это - дистанционный способ продажи.
Что такое "дистанционный способ продажи"? Это формулировка из торгового... Как?

. Правила торговли.
Председательствующий. Правила торговли, да. Что дистанционный способ продажи - это способ реализации табачной продукции путём пересылки, перевозки, а информация... Через Интернет это делается, по телефону, уже неважно.
Закрыты помещения, это любые места, имеющие стационарные стены и крыши, сделанные из любого материала и рабочее место.
Янин Д.Д. Шестой пункт не соответствует конвенции. Стационарные стены и крыши - уловка для табачных компаний. В руководящих принципах конвенции сказано другое определение: "любые места, имеющие стены и крышу, сделанные из любого материала, без уточнения "стационарные". Если будет раздвижная - шатёр, там стена нестационарная, стена может быть раздвигаемая. Поэтому мне кажется, прилагательное "стационарная" следует исключить и вернуться к тому определению, которое у нас было на предыдущей рабочей группе.
Председательствующий. Есть отклики и вопросы. Да?
Но первое, чтобы было понятно. У нас будет переходной период. Чем проваливались многие вещи и во Франции, и в других странах, когда мы пытаемся за один день сделать всё, учитывая, допустим, в северной стране и всё такое. И во Франции было, и в других местах.
Речь-то идёт о чём? Почему стационарные? Это все помещения. А, допустим, есть те же, допустим, маркизы выдвижные, которые возле ресторанов, можно выйти покурить и так далее шли. Потому, что если мы, но нужно быть очень отчаянным фантастом, чтобы сказали, что с понедельника все бросят курить и нигде нельзя курить, самое худшее, что можно представить - это всё будет нарушаться. И дело не в том, что написано в документах, мы делаем законопроект для России, с её особенностями и так далее, с северным характером и всё.
Одно дело это Тунис, даже Италия, Франция, и то там делают.  Поэтому на переходный период всё-таки  надо дать возможность,  потом ещё вернёмся к спорным вопросам по  местам, по ресторанам, там формулировки, чтобы это реально выполнялось, не просто это звучало. Поэтому тоже долго думали над этой формулировкой, почему её именно для этого делали.
  Янин Д.Д.  А в "Лужниках" можно будет курить?
Председательствующий. Это отдельно  идёт, к спортивным учреждениям. Там запрещено курить, где массовое скопление.
Вот это на переходный период.  Я знаю опыт многих стран, так они шли.  Потом, когда люди уже приучались каким-то образом, тогда уже делали запреты на следующих. Хуже нет, если мы продекларируем, а всё будет нарушаться.
     Янин Д.Д.  У нас есть теперь позиция премьера, Николай Фёдорович.
Председательствующий.  Ну и что, кстати, премьер  насчёт этого ничего не говорит.
     Янин Д.Д.  Нет, у него полный запрет.
Председательствующий.   Нет, там переходные периоды есть.
    Янин Д.Д.   И поэтапность  там есть.
Председательствующий.  Переходные периоды и этапность. Я говорю, что мы делаем законопроект для  страны, чтобы он реализовался.
Борзова О,Г.  Вы знаете, а мне кажется, очень разумная позиция Николая Фёдоровича, потому что этапность и переходный период будут всё-таки, учитывая ментальность  нашей страны, каким-то образом положительно скажется на эффективности всего того, что мы хотим. Ведь недаром  же мы ждали, когда национальную стратегию утвердят и подпишут, потому что первоначальный вариант, казалось бы, правильно написанный, там ничего не было, никаких неправильностей,  а он не прошёл. Мы получили самое отрицательное заключение. Поэтому мне думается,  что если мы разумно подойдём, то это  будет способствовать эффективности того, что мы делаем.
    Халтурина Д.А.  Можно задать два вопроса?
Первый вопрос - это рабочее место. В конвенции достаточно близкое определение, но, в принципе, практикуется  по лучшим практикам рабочее место, определение и дальше включая лифты, коридоры,  туалеты. Есть ли возможность просмотреть здесь и дополнить в седьмом принципом "включая" и перечислить  эти места. Их список есть  в руководящих принципах.
Председательствующий.  В принципе, можно, лифты, это прилегающие, включая прилегающую территорию.
 Носырева Г.Ю.  Николай Фёдорович, у нас тут территория, которая прямо или косвенно  находится под контролем. Прилегающие территории  принадлежат учреждению.
Председательствующий.  Прямо или косвенно, да, это покрывает.
  Халтурина Д.А.  Второй вопрос. Я не очень поняла дискуссию, которая только что была. Если  правильно я понимаю, то веранды,  на которых планируется на переходной период разрешить курить, они  являются как раз стационарными.  Правильно ли я поняла, что  предложение Дмитриевой убрать слово "стационарные", чтобы шатрового типа закрытые кафе не попадали? Я вот это пытаюсь понять...
 Янин Д.Д.  Мне кажется, если мы вставим предложение в стационарные, это коррупционогенная норма, против которой выступят рестораторы, потому что для них это стена стационарная или нестационарная...
Иванов А.А.  Очень  чётко определяется СНиПом, не требуется никаких  историй, что такое несущая конструкция, стационарная, нестационарная.  С учётом того, что каждый год открываются  нестационарные помещения по Москве и всем городам России, уж это самая простая тема.
Председательствующий.  Совершенно верно.
Мы определяем переходной период где-то до 2013 года, и речь идёт  о том,  я специально говорю, что одномоментно везде 43 миллиона в ресторанах не бросят курить. И будет только лишний крик и шум, что  закон написали фантасты, не думающие. А самый благоприятный вариант на этот период, я считаю, когда мы запрещаем, потом вернёмся, когда будем статью обсуждать, чтобы люди на период этих двух лет могли выйти на улицу и могли покурить. Не надо просто издеваться над людьми.
Есть ещё возражения?
  Янин Д.Д.  Тут где-то обозначен этот переходный период?
Председательствующий.  Да, дальше будет.
Я говорю, чтобы нам закончить, по понятийному аппарату.
   Янин Д.Д.  Уточнить можно? В шатрах можно будет, а в ресторанах,  в которых стены стационарные,  нельзя будет?
                 . В шатрах стены не стационарные. То есть в шатрах будут обслуживать...
Председательствующий. А что такое шатры? Ну что такое шатры?
  Янин Д.Д.  Летние кофе. Летние шатры вот ставят из материала, из брезента, вот такие.
                     . Типа, палаточного такого типа.
(Идёт обсуждение.)
Придорожные всякие вот эти. Они же тоже, может быть, и не стационарные, там фундамента нет, просто вот...
                      . А вот палаточного, не палаточного, а павильонного типа?
                      . Да, да, они все не стационарные.
                      . Это те, которые в зданиях, скажем, то там нельзя будет. А это получается, что можно.
                      . Почему нельзя? Они не предусматривают запрет на переходный период. Почему нельзя?
Председательствующий. Но у нас, в шатрах-то я знаю, так особо, чтобы уже так принимали пищу и курили, всё-таки у нас кафе и рестораны все этим занимаются.
И речь о том идёт, что создаётся крыша, столики и там люди выходят и курят. Проветривается, да, оно воздухом и всё. Тут можно только ссылку, где нет проветривания  воздуха, то есть изолированные помещения, вот можно подумать, где это просто глухие помещения, то нельзя курить. Но я не знаю так, чтобы особо были шатры закрытые, чтобы там продавали, курили, что-то таких слишком мало.
 Глубоковская Э.Г. Я тоже согласна с вами, что всё-таки раз мы идём по пути адаптации к российским реалиям, что сразу  сурово ставить запреты, это только может быть, наоборот, в обратную сторону вызвать эффект.
Поэтому давайте...
Председательствующий. Чтобы потом, да, не было, что это вот мы пытаемся всё сделать так, как вот в Африке или где-то ещё, или где люди 20 лет сразу одномоментно.
Кто за то, чтобы утвердить понятийный аппарат? Прошу голосовать.
Борзова О.Г. Что-то я не вижу Минздрава позицию.
Председательствующий. Минздрав поддержал.
Борзова О.Г. Поддержали, да?
Председательствующий. Минздрав поддержал.
Хорошо. Так, дальше, статья четвёртая "Лицензирование розничной продажи".
Статья очень серьёзная. Вызывает определённую борьбу. Сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе закон "О лицензировании". Мы комитетом, Ольга Георгиевна прекрасно помнит, всё это дело мы сделали, предложение - восстановить лицензирование торговли табака, чтобы контролировать.
Этот вопрос мы задавали на первом чтении. Сейчас Минэкономразвития по этому вопросу работает. Я не могу сказать о результате. Но, допустим, ГПУ президента тоже давало в своём письме, там вы видите, что наиболее действенным методом предупреждения продажи сигарет детям является лицензия, в случае - большой штраф и отъём лицензии. Поэтому мы предлагаем вот здесь лицензирование сохранить в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нет возражений?
 Халтурина Д.А. Конечно, нет. Николай Фёдорович, а, может, ещё дополнить, чтобы не только розничная продажа, но и оптовое производство?
Председательствующий. Вы понимаете, допустим, можно дополнить что угодно. Мы можем для себя, что хотеть написать, но другой вопрос, что это не реализуется. Потому что даже сейчас, но вы знаете, я работал с помощником президента, и письма мы всякие писали и всё остальное, комитет принимал решение.
Производство во многих странах не лицензируется. Опт тоже не имеет большого значения. Мы ведём речь о продаже сигарет детям. Везде контролируется вся ситуация розницей, что по алкоголю, что по табаку.
Поэтому вот во многих странах, скандинавских и других, и алкоголь частный не лицензируется, и табак не лицензируется. Поэтому усложнять конструкцию...
Кстати говоря, табачники не против, они - за. А вот все вопросы возникают по рознице.
  Янин Д.Д. Николай  Фёдорович, правильно я понимаю, что в этой редакции до того момента, пока в законе о лицензировании не появится лицензирование, мы ничего не вводим. То есть мы изымаем эту плоскость регулирования из этого закона и отдаём на закон о лицензировании.
    Председательствующий. Конечно, там принимается. Мы пока сейчас... Пока ещё не знаем. Сейчас второе чтение будет.
    Янин Д.Д. Тогда надо букву "а" в статье исправить, орфографическую ошибку. Потому что, видимо, сократили "опт", выкинули "лицензирование опта и производства". Оставили множественное число "подлежат".
    Председательствующий. Подлежит, конечно. Понятно, да.
    Янин Д.Д. Мы отказываемся пока от лицензирования розницы.
    Председательствующий. Мы не отказываемся. Непонятно. Мы не отказываемся. Мы этот вопрос поднимали.
            . Просто эта отсылочная норма означает, что в этом законе лицензирование не регулируется.
    Председательствующий. А все законы, реклама - это отдельные нормы. Акцизы - отдельная норма. Это правило законодательства. Лицензируется отдельный закон.
            . Может, тогда уберём эту статью вообще?
    Председательствующий. Зачем?
                        . Мы потом напишем поправку.
    Председательствующий. Кстати говоря, эта норма правильная.
            . Ничего подобного. Она чётко определяет, что этот вид регулирования существует. Да, он где-то регулируется в другом месте, но он существует. С точки зрения правовой он здесь установлен.
            . Какие варианты здесь? По-моему, это единственно возможный вариант.
    Председательствующий. Есть правило.
    Борзова О.Г. Это законодательная техника.
    Председательствующий. Есть правила законодательной техники, что отдельная отрасль, КоАП, лицензирование, реклама, акцизы - это регулируется отдельным законом. А в базовом законе делаются отсылочные нормы к тем законам. Это азбука законопроектной работы. Поэтому здесь не надо даже спорить. Это азбука.
    Янин Д.Д. Тогда придётся вносить изменения сразу пакетом и в закон о лицензировании.
    Председательствующий. Сейчас уже, сейчас он находится. Кстати говоря, мы уже, когда встречались здесь и разговаривали, и Минздрав попросили, Сафонова, и все выступали. Роспотребнадзор, выступайте. Здесь-то что говорить? То-то, то-то. Надо там говорить, что необходимо восстановить лицензирование.
    Борзова О.Г.  Заключение написали комитета.
    Председательствующий. В комитет написали лицензирование. Задавали вопрос Поповой - замминистру экономики о лицензировании, ещё куча таких дел ведётся. Поэтому это вопрос серьёзный, принципиальный. Так, дальше пошли.
      По 5-й статье никаких изменений нет. Всё сохраняется, то, что было.
    Янин Д.Д. Там ... Николай Фёдорович. Видимо, техническая ошибка. Потому что  получается, что факты, которые есть сейчас в части продажи сигарет, обилие торговых точек, она и остаётся. Потому что мы в городах разрешаем сохранить нестационарные торговые объекты, продающие сигареты. По сути эта норма бессмысленна и можно её вообще снимать, если мы оставляем нестационарную торговлю сигаретами. То есть этот трёхметровый киоск, как он был, так он и останется. И мы понимаем, что мы сохраняем там 300 тысяч рабочих мест, как нам написали табачные компании. Но в то же время мы понимаем, что мы не решаем проблему продажи сигарет детям.
    Председательствующий. Давайте так говорить, что у нас почти 80 процентов продажи сигарет идёт в магазинах. По статистике. Раз.
    Второе. Здесь речь идёт о специализированных киосках. Кстати говоря, мы здесь не пионеры. Во многих странах мира, в которых вы всегда ориентируетесь (где уже что-то сделали), уже есть. Называется табак. И в Америке, и в других странах, где специализированные магазины по продаже. Опять же говорю. Если мы хотим, чтобы закона не было вообще, то можно написать, что угодно. Только в магазинах и так далее. Уже есть (я почему говорю) замечание ГПУ президента, обращение. Поэтому на переходной период, я думаю, даже эта норма ещё столкнётся с массой, будем говорить, противодействий. Поэтому мы не говорим, что это всё замечательно, но на переходной период сохранить специализированный киоск. Вернее, их сделать. Сейчас нет. Сейчас они продаются любые. Пиво и так далее. А сделать специализированный киоск, и почему нет? Почему нет? Так, кстати говоря, делается во многих странах. Поэтому на переходный период мы считаем, что это вполне норма допустима.
        . Тогда надо поставить, до  какого это будет действовать.
Председательствующий.  А мы же потом обозначим, Дима, переходный период.
  Янин Д.Д. То есть там только табачные изделия?
Председательствующий. Только табачные. Специализированные табачные изделия. Табак. Нет, табак без пива. Они называться будут "Табак", как во многих странах. Вы же были, знаете, что продается табак и сейчас и во многих странах.
А где это определение дается "Торговые объекты специального назначения"? Просто с этим проблемы могут быть. "Торговые объекты специализированного назначения". Потому что если нет определения, они в свободной торговле...
Янин Д.Д. Там заявительная регистрация. Там никакого лицензирования нет. Ты открываешь киоск, получаешь разрешение. Уведомляешь, что ты киоск "Табак", и продаешь табак и пиво.
        . А если я еще шоколадки продаю. То есть это я специализируюсь?
        . А это будут для них сопутствующие товары.
        . Как сопутствующие? А шоколадки - это сопутствующие товары?
        . То есть там будет продаваться и шоколад?
(Идет обсуждение.)
        . Там будет кассирша, которая через киоск, как она сейчас детям продает, так она и будет сидеть. То есть шоколад и сигареты.
        . Почему вы говорите, что будет заявительный характер, если мы в статье четвертой говорим, что необходимо сохранить лицензирование в отношении?..
        . Нет, лицензирование здесь не предусматривается.
        . Оно будет предусмотрено.
         . Оно в законе о лицензировании может быть.
          . Специализированное назначение по торговле табачными изделиями. Значит, статья четвертая будет касаться этого положения. Так что там не будет заявительного характера. Так как раз...
    Шевченко В.И. Абсолютно верно, потому что в 183-м законом нормы по определению лицензионных требований и условий будут отсылаться уже непосредственно к правительству, а правительство будет выпускать... И где лицензионные требования и условия будут правила, определенные...
Председательствующий. Нет, если будет лицензирование, восстановиться, тогда будут лицензии. Сейчас такой характер.  
Иванов Г.Е    . Сейчас-то не будет, это понятно, что Минэкономразвития  не разрешит лицензировать розницу. Они сказали, что мы не допустим лицензирования табака до выборов. Так что можем так оставить.
Председательствующий. Мы там обозначим переходный период, потому что нужно время на создание этих киосков, на запреты, расформирование и так далее.
Борзова О.Г. Чтобы до выборов ничего не менять.
        . Оставляем, да?
Иванов А.А. Факт из того, что, здесь Дмитрий сказал, следует, что статья 1 вообще ничего не меняет, ...  абзац по крайней мере.
Борзова О.Г. Это переходный период.
Иванов А.А. А где этот переходный период?
Председательствующий. Это дальше будут переходные нормы, и все.
Нет, я говорю, мы можем, допустим, сказать, только в магазинах  и завтра никто закон не примет. И все. Нужно прекрасно понимать, что это делать. На корзину работаем только для..., а  потом пресс-конференций или для реальной работы. Поэтому на этот период, мы определимся потом переходные периоды. Готовится, нужно создавать специализированные  киоски. То есть мы идем по практике  многих стран мира, ничем не отличаемся.
        . Николай Федорович,  а может тогда в понятийный аппарат вот эти специализированные табачные внести, чтобы было понятно, что это только табак, никаких шоколадок, ничего?
Председательствующий. Можно, да, в понятийный аппарат, что такое специализированные...
        . Только табачные изделия.
Председательствующий.  Так, хорошо.
Дальше. Шестое.
Иванов А.А. Николай Федорович, можно я ещё один к пятому, вопрос-то не смотрели. Термин либо,  но не знаю, просто у нас возник вопрос. То есть мы согласны, сразу говорю. Он абсолютно правильный. Но формулировка "в основном собираются", она какая-то такая... Кафе .., где запрещается, танцевальных, развлекательных во время проведения культурно-массовых и других мероприятий в местах, где в основном собираются люди, не достигшие 18 лет. Технология правоприменительной практики такой нормы, честно говоря, очень сложна. Потому что сказать...  
        . Это взяли  из концепции,  и потом отрегулируется там.
Председательствующий. Статья 7, да?
        . Нет, статья пять.
        . Седьмой пункт статьи.
        . Предпоследний абзац.
                 . Понимаете, его технология исполнения, если угодно, она ну как бы вот достаточно сложна, я бы так сказал. То есть, как бы определить и вступить в дискуссию, что, в основном, здесь лица до 18-ти или после 18-ти или как. Пришёл кто-то, кого государство уполномочило проверять.
                  . Давайте точку поставим и всё.
                  . В смысле?
                  . "В Интернет-кафе, кафе, танцевальные, развлекательные и других местах".
Председательствующий. А что такое "другие места"?
                   . До "других мест" поставим точку.
                    . Дмитрий, не надо передёргивать. Здесь абсолютно правильно в статье сделан акцент. Здесь акцент сделан на детей до 18-ти, не достигших 18 лет.
(Идёт обсуждение.)
                      . А, может, "скопление людей"?
                      . Нет, я ещё раз говорю, мы за это ограничение. Просто мы за то, чтобы вот технологию...
(Идёт обсуждение.)
                        . Причём тут дети? Взрослые тоже нуждаются в защите.
                         . Ну просто перечислить и всё, а убрать, где, в основном, собираются...
                         . Взрослые в защите, но не продавать...
                         . Нельзя сказать: "в местах скопления детей до 18-ти"?
                         . В магазине купят.
                         . Может быть, использовать формулировку: кафе, Интернет-кафе, танцевальных развлекательных клубах во время проведения детских, молодёжных и культурно-массовых мероприятий.
(Идёт обсуждение.)
Всех детских и молодёжных...
                      . И взрослых тоже здесь имеется в виду.
"Просто культурно-массовых мероприятий" и точка.
                      . Секундочку. У нас не запрещается продажа. Здесь говорится, здесь жёстко вводятся запреты правильно абсолютно: в образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, всё за. И здесь точно также вводится дополнительная, ну как бы обозначающая норма, которая делает акцент на детях до 18 лет.
Сахарова Г.М. Как ваше предложение будет способствовать улучшению здравоохранения в России? Здесь Комитет по охране здоровья.
                        . Подождите, а что значит "проведение культурно-массовых мероприятий"?
                        . А вы, вот что вы хотите добиться этим?
                        . Я ничего не хочу добиться, я просто говорю о том, что как бы...
                          . Дискотека - это обычное, скажем, каждый четверг дискотека, это культурно-массовое...
                           . Вот Николай Фёдорович правильно говорит о том, что нормы должны работать. Как человек, проработавший длительное время в надзорной структуре, я могу сказать, что данная формулировка сложна в правоприменительном применении. Потому что, ну как нет?
Пришёл проверяющий... Я только за то, чтобы она работала. Но только как-то её надо...
Председательствующий. Хорошо, давайте сейчас подумаем, и поставим тоже вопросы.
(Идёт обсуждение.)
                       . Развлекательный клуб, культурно-массовое мероприятие, это вот, правда, получается, скажем, День города, Новый год, 8 марта. Культурно-массовое мероприятия - это нечто особенное.
                       . Запрещая продажу в этих учреждениях.
                       . А можно запретить продажу там, где запрещено курить?
Председательствующий. Давайте так. У кого есть предложения? У меня очень мало времени. Подождите, давайте так.
Не надо сейчас, будем всё это делать. У кого будет такая формулировка, Галине Юрьевне передайте формулировку, мы её обсудим. У нас есть Правовое управление, лингвистическое управление и так далее. Потому что просто сейчас вот общий разговор.
Пошли дальше. Статья шестая. В отношении продажи детям обратите внимание на пункт два "в местах продажи  табачных изделий должно быть размещено на видном месте чёткое и видимое объявление о запрете продажи табачных изделий не достигшим возраста 18 лет".
 Янин Д.Д. Площадь  давайте сразу поставим.
Председательствующий. Площадь-то зачем?
Там просто раньше было только внутри магазинов, мы специально убрали, что внутри, чтобы у киосков снаружи было.
Янин Д.Д. Давайте распишем размер. В Англии прописан размер.
                         . А зачем? Нет доказательств,  вообще, как бы особой эффективности.
Янин Д.Д. А вот "видимое", оно разве не обеспечивает?
Председательствующий. Ну это "видимое", уже чётко "видимое". Размер - это как-то, знаете, имеет значение.
(Идёт обсуждение.)
Нет, ну это понятно.
Янин Д.Д. Давайте  пропишем как в пачке сигарет: чёрно-белый шрифт три на шесть.
Председательствующий. Давайте отдадим это на откуп министерству, кто будет заниматься этим. Это подзаконными актами.
Я не знаю, кто будет устанавливать: Роспотребнадзор, министр торговли и так далее, это в подзаконных актах всё делается.
Дальше. Седьмая статья серьёзная. Да, я на ней хотел бы, чтобы все акцентировались.
Есть два варианта, вам розданы, возьмите листочки. Здесь опять же долго думали, опять же, чтобы реализовался закон, чтобы одномоментно, очень сложно. Например, взять даже больницы, Галина Михайловна, вашу больницу, другую, у нас когда количество курильщиков-врачей соответствует курильщикам ..., чтобы с 1 января не было нигде у них места для курения, даже на переходный период, я с трудом в этом верю, то есть либо они что-то подпалят, либо они что-то ещё сделают.
Поэтому у нас здесь есть абсолютно понятно, где нельзя курить и запрещать. Допустим, в школах, дети всё смотрят, дальше, нельзя в лифтах курить, нельзя курить, допустим, в автомобиле, в самолёте, где уже доказано. А некоторые, но, будем говорить, территории, где на переходной период, на наш взгляд, чтобы не дискредитировать закон, нужно на такой-то срок разрешить, то есть создать места для курения, в соответствии со значением, с ... и всё остальное.
Я хотел бы высказаться. То есть одна часть, которая была у нас и раньше, а вторая часть, здесь перечислено, где жёстко предлагается, ну то, чтобы это реально выполнялось, на территориях и помещениях образовательных...
        . Второй вариант читайте.
        . Второй читаем, да.
Председательствующий. Второй вариант. А, это прежний. Галя, ты мне всё это... А где?
        . Там всё есть, всё есть.
Председательствующий. А что-то мне, первый и тут прежний.
        . Первый - прежний, Николай Фёдорович, а второй - просто вариант второй.
Председательствующий. А у меня нет варианта.
        . Я вам дам его
Председательствующий. Спасибо. Мне не дали.
        . Не может быть.
Председательствующий. Никто не дал.
Давайте второй вариант, смотрим, чтобы все внимательно. Принцип вы поняли. На территориях и помещениях образовательных учреждений.
        . Можно тогда сказать мне, поскольку мы сейчас...
Председательствующий. Сейчас, сейчас. Но давайте перечислим, чтобы...
Янин Д.Д. Медицинская академия - это у нас какое учреждение?
        . Образовательное.
Председательствующий. Образовательное.
        . Смотря, что вы имеете в виду. Если это научное...
Янин Д.Д. А кафедра клиническая в Медицинской академии?
        . А клиническая кафедра она находится в клинике, соответственно, это здравоохранение.
Янин Д.Д. То есть там на клинической кафедре будет курилка в Академии медицинской. Да?
Председательствующий. Слушай, в академии, если ты хочешь сказать про Академию медицинскую, курят везде.
Янин Д.Д. Нет, но просто логики нет. Трудно будет объяснять.
Председательствующий. Нет, нет, образовательное, прежде всего, касается школы, всё касается, то есть детей, можно написать даже школьного учреждения образовательных.
        . Нет, а колледжи?
Председательствующий. Но я говорю, допустим, именно образовательные учреждения учебного плана касается, правильно говоришь, и школы, колледжей. Допустим, это образовательные учреждения. Но тут ... касаются уже клиник, НИИ и так далее, тогда уже создаются курительные...
Сахарова Г.М. Можно вопрос? Всё-таки по поводу переходного периода. Здесь он не определён, хотя используется термин "переходный период".
Председательствующий. Это мы не дошли ещё.
        . Так, а здесь нет его в 14-й статье ещё не написали. Мы сегодня решим...
Председательствующий. Галина Михайловна, последняя глава посвящена переходным периодам.
Сахарова Г.М. Я просто хочу спросить, переходный период, потому что дальше по поводу организации здравоохранения. Сколько он, на ваш взгляд, этот переходный период?
Председательствующий. Но до 1 января 2013 года, два года.
        . То есть три года получается.
Председательствующий. Два.
        . 2011-й...
Председательствующий. Я ещё не знаю, когда закон будет принят.
        . Здесь до 31 декабря 2013-го.
Сахарова Г.М. А где он, я его не вижу пока вообще, а как он прописан этот переходный период?
Председательствующий. Это последняя статья будет.
Янин Д.Д. Николай Фёдорович, мне кажется, что мы не можем отказываться от концепции, здесь явное противоречие концепции, потому что мы читаем концепцию: "введение полного запрета на курение". Дословно воспроизвожу: "образование", всё правильно, "городской и пригородный транспорт, включая водный, также железнодорожные вокзалы, полный запрет - автовокзалы, аэровокзалы, пункты ожидания.
Никаких курилок здесь нет. А мы предусматриваем там курилки. На территориях и помещениях  организаций здравоохранения полный запрет. Полный запрет на курение в организациях здравоохранения. И вы предлагаете, что академия, если это учебная академия, то курилка будет в клинике при лечебной академии. Вы разрешаете курилку в организациях здравоохранения, но не разрешаете в образовательных.  Полздания образовательного не курят и все идут в клинику к пациентам и покуривают.
Председательствующий.  Не надо передёргивать, Дима. Мы для чего это делаем? Или делаем, чтобы закон был,  и он работал, либо не делаем, и не будет работать.
  Янин Д.Д.   У нас есть концепция.
Председательствующий.  Не надо про  концепцию,  концепция написана до 2015 года.  Концепцию мы прекрасно знаем, мы с ней работали. А мы хотим говорить о том,  чтобы она реализовывалась. Она реализуется через законодательные акты. Мы уже говорим, что если мы не сделаем, я не знаю, где у нас  впереди паровоза бежать, если, допустим, в аэропортах нет курительной комнаты,  во всём мире, который давно борется  с курением, они есть.
 Янин Д.Д.  В Милане нет, в Канаде нет.
Председательствующий.  Есть. Зачем ты говоришь про одну страну? Не надо. Здесь же вопрос стоит простой...
Янин Д.Д. В Таиланде нет, в Турции нет.
Председательствующий.  Не надо, две-три страны, знаем мы это дело.
В большинстве стран это сделано. Тем более мы говорим о переходном периоде. Я думаю, как раз это все поддержат. Потому что нет ничего хуже, когда будут нарушаться. Просто у нас ни люди не готовы,  ни службы, которые контролируют, ничего не готово. Поэтому просто будет дискредитация закона и всё.
Сахарова Г.М.  Я вот по организации здравоохранения. Тут две вещи. Первое, я абсолютно с вами согласна, что здесь ни в коем случае с завтрашнего дня в организациях здравоохранения запрещать курение нельзя. Это даже по международным нормам минимум два года нужно дать. Но это нужно обозначить уже сейчас.
Председательствующий.  Мы так и сделаем.
Сахарова Г.М.  То есть,  смотрите, уже сейчас Красноярский край принял приказ Министра здравоохранения о переводе медицинских учреждений Красноярского края к полному запрету. Краснодарский край сейчас пишет ... Мы сейчас готовим проект перевода всех медицинских  учреждений МФБА, а их всё больше с каждым днём, к полному запрету табака. Он уже подписал. Но, безусловно, это не завтра, безусловно, это два года. Это и вовлечение врачей, обучение и так далее. Всё-таки у меня такое предложение: вынести организации здравоохранения отдельно и указать эти два года.
                 .  Образовательные организации это запрет курения сразу же после  введения закона в силу, через 180 дней или как там по закону. Образовательная организация это  полный запрет сразу.
Председательствующий.  Учреждениям здравоохранения дать два года.
                 .  Вообще-то рекомендуется это делать сразу по вступлению в силу.  Пока закон будет проходить, они как раз и подготовятся.
Председательствующий.  Нет, не подготовятся. Создать нужно и курительные комнаты и так далее. Я в Красноярске был, я хорошо знаю, и продолжают курить. Мы сколько помним, вводились приказы, это ни первый раз. И Евгений Иванович Чазов вводил, всё нарушалось. И всегда при всех делах нас  упрекают, что мы пишем законы, которые  нельзя выполнить, и они не реализуются. Поэтому если мы хотим, чтобы это действительно  работало.
                 .  У нас нет стандартов. Наше Министерство здравоохранения... Врач не может без стандарта лечить. Нет порядка оказания. Но если мы здесь напишем "два года", лучше, конечно, полтора.
Председательствующий.  Давайте хотя бы два года.
                 .  Тогда мы поставим тот же Минздрав  в рамки, что он за два года должен нам всё это принять.
                 .  Вы за полный запрет или вы за курилки?
                 .  За полный, но с отсроченным.
Председательствующий.  Через два года.
                 .  Это надо перенести  в пункт 1 и  поставить вступление в силу через два года. Не городить курилки.
    Председательствующий. Почему нет? Как раз неправильно. Нет, неправильно. Дело в том, что если это не вписать, чтобы они ходили в одно место и курили, они будут, как курили, так и продолжать. А на лестнице идёт дым. Идёт он в палаты, в реанимацию. Даже при организации есть нормы. Кстати, хорошая статья Востротина по организации этих мест, и в ряде стран. Уже придумали в Казахстане, в Белоруссии требования к таким курилкам. Они должны быть непроходные. Надо приучать.
            . На два года вы предлагаете сейчас обязать учреждения здравоохранения дооснаститься оборудованием, предназначенным для курильщика. Это нерационально. Потому что зачем тратить больнице деньги на то, чтобы через два года ввести полный запрет?
    Председательствующий. Нормально. Приучатся, это сделают. Ничего. Сегодня мы только бюджет обсуждали, Дима. Знаете, сколько денег не израсходовано? Знаешь, а? Очень большие деньги, которые измеряются десятками миллиардов.
    Сахарова Г.М.  Как всё-таки? Вынести организацию здравоохранения отдельно от физкультурно-спортивных и так далее? Мы начали уже в ФМБА и нас это сейчас может отбросить назад.
    Председательствующий. Нет. А мы же здесь укажем, что переходной период до 1 января 2013 года. Пусть до 2013 года, до 1 января 2013 года.
    Сахарова Г.М.  Надо всё-таки вверх перенести организацию здравоохранения.
            . Здесь идёт до 31 декабря. То есть до 1 января 2014 года. Сейчас пока статья 14.
Председательствующий. Давайте так. Просто мы говорим по здравоохранению. Здравоохранение. Дальше это касается театров, это касается других. В театре сейчас, допустим, вы знаете, есть курительная комната. Мы даём им срок. То же самое, допустим, два года, чтобы полностью запретить курение. Поэтому здравоохранение, они тоже в этот разряд попадают. То есть до 1 января 2013 года. Опять смотрим. Сколько времени потребуется, чтобы закон был принят. Потом мы ещё даём. Если с 1 января, слава богу. Это будет 2011-2012 годы. За это время как раз, два года.
(Идёт обсуждение.)
            . Часть первая. Это не относится к части второй статьи 7. Смотрите. Полный запрет на курение.
            . Давайте слово "переходный период" для организации здравоохранения. Здесь же нет этого слова.
            . А, всё, я понял.
    Председательствующий. Это следующее. Смотрите. Давайте снова, чтобы был у нас конструктивный вопрос, чтобы действительно реально было.
    Первое. Мы определились. Образовательные учреждения, имеются в виду учебные. Расшифровка и всё.
    Дальше. Пожароопасные зоны на всех видах общественного транспорта пригородного. Воздушный транспорт. Помещения бытовой услуги, в кабинах лифтов. Пока это.
            . Организация здравоохранения с отсрочкой.
    Председательствующий. А она пойдёт здесь, для других тоже отсрочка. Курение (за исключением курения в специально отведённых помещениях) запрещается в  здравоохранении, физкультурно-спортивных организациях, объектах спорта. Там тоже есть люди курящие. Туалет и так далее. В местах массового отдыха, большого скопления людей при проведении спортивно-зрелищных мероприятий. Здесь тоже создать и отсрочка до 1 января 2013 года. На рабочих местах и так далее.
            . По 1-у пункту.
    Председательствующий. По пункту 2.
            . А, и 2 входит.
    Председательствующий. Да, по пункту 2. То есть здравоохранение, культура, спорт, рабочие места в закрытых помещениях, развлекательные услуги. Инфраструктура. Имеются в виду вокзалы, аэропорты, органы власти. Здесь отсрочка два года с созданием курительной зоны.
            . Здесь 2-й пункт статьи  7 будет иметь отсрочку.
    Председательствующий. Да, да.
            . Все пять пунктов.
            . Где этот пункт?
            . Это по следующим будет, где переходные статьи, нормы.
    Сахарова Г.М.  Всё-таки, мне кажется, удобнее, если у нас переходной пункт, то написать, что в целях. 
Это всё перенести в первый пункт, просто написать там, где норма, что запрет в таком-то месте вводится с такого-то, там, где...
        . Дальше. По итогам, насколько я помню, Николай Фёдорович, может быть, вы уточните, прошли все эти переходные периоды, мы не берём рестораны, и курилки у нас после всех переходных периодов останутся в офисах на рабочих местах...
Председательствующий. На рабочих местах, да.
        . И чиновники себе оставят курилки, во всех других местах будет полный запрет.
Председательствующий. Да, правильно.
        . А где это написано?
        . Так там написано.
        . Нет, но так в принципе, мне кажется, надо технически немножко тогда.
        . То есть власть не хочет отказываться от курения, не хочет, даже после двухлетнего, больницы заставили, а сами будем курить и будем умирать раньше.
        . Никто не выберется, такая власть не выберется больше никуда.
        . Николай Фёдорович, чисто технически. Я бы первую часть в первом пункте добавил бы, есть такая группа, которая не является образовательными учреждениями и называется "детские дошкольные учреждения", если там воспитатели курят, ничего хорошего в этом нет.
        . Это образовательное учреждение.
        . Не образовательное учреждение, извините.
        . А детские лечебные вам как? А вам детские лечебные?
        . Это образовательные, они относится к образовательным.
        . Относятся к образовательным.
        . Они относятся с точки зрения управления.
Председательствующий. Нет, они образовательные - детские сады. Но это само собой.
        . Нет, нет, а это идёт в Законе "Об образовании", там перечисление идёт.
        . Относятся к образовательным учреждениям, относятся, по закону, детские относятся. Закон "Об образовании".
        . Больница - это больница и пусть там курят, в детской больнице.
        . Закон "Об образовании".
        . Дмитрий, ты не понял, я о другом говорю, я говорю о том, чтобы уточнить. На мой взгляд, понятие "образовательные" не охватывает детские дошкольные...
        . Охватывает, охватывает, это в Законе "Об образовании".
Председательствующй. Охватывает, это охватывает.
        . Пусть курят в детских в детских больницах.
        . Охватывает.
Янин Д.Д. Николай Фёдорович, нельзя ли всё-таки органы госвласти к больницам приравнять?
Председательствующий. Давайте, Дима, я бы с удовольствием, можно так говорить, но вы понимаете, что тогда ничего нельзя будет сделать. Если, допустим...
Сахарова Г.М. Но здравоохранение уже готово в течение...
Председательствующий.  Галя, но мы же сказали: "два года", я говорю. Два года. Дай бог, если нам завтра, придёт, кто будет писать, ГПУ и так далее, они скажут: "Давайте запретим в органах власти всё", я только скажу: двумя руками за. Вот и всё. Нужно понимать.
Янин Д.Д. Выносим-то какой-то полумер.
Председательствующий. Нет, не полумер. Это не надо передёргивать, потому что у нас законом очень серьёзно занимаются, и в других странах много лет шли и ещё с более слабые законы, более, в Польше и в других странах, и поэтому не надо полумер, мы говорим о реалиях, можно прокукарекать, что всё запретить и ничего не сработает.
Янин Д.Д. Путин сказал. А вы хотите навсегда им оставить курилки, а Путин сказал: "До 2015 года курилки оставить".
Председательствующий. Но если мы можем оставить до 2015 года курилки для власти, пусть, посмотрим, какая...
Янин Д.Д. Давайте впишем.
Председательствующий. Ребята, пусть посмотрят, какая будет реакция, сейчас же... Мы направим, сейчас мы направим, посмотрим реакция какая будет. Дима, ты говоришь, там одно, допустим, вы сидите, допустим, понятно, и вы будете говорить, да что угодно говорите, а когда там пойдёт, скажут, можно оставить, скажут: "Там сидят фантасты", не понимают ни реалий, и пойдёт критика.
Поэтому мы говорим о том, чтобы реально закон заработал, по срокам можно говорить: здравоохранение - к 2013 году, власть - к 2015 году.
Янин Д.Д. Николай Фёдорович, мы же можем с вами идти против позиции лидера партии.
Председательствующий. Дима, давай это вот, Дима, Дима.
Янин Д.Д. Но давайте поставим на 2015 год и офисы.
Председательствующий. Поставим 2015 год для органов власти - переходный период, посмотрим как это.
        . Он сам придёт этот 2015 год, и спокойно...
Председательствующий. Ладно, хорошо.
Договорились, идём на этот вариант - номер два.
Мы по здравоохранению, там культура, даём до 2013 года, органам власти - до 1 января 2015 года. Так в среднем?
        . 2015 год.
Председательствующий. Да.
        . Всё. Спасибо.
(Идёт обсуждение.)
        . Но это предложила технический третий разделить эти то, что мы в конечном счёте пусть после переходного периода запретим и то, что вообще не затрагиваем, на вторую и третью часть ..., мне кажется, было бы разумнее.
Председательствующий. Но это можно, посмотреть, где. То есть мы оставим курилки навсегда, посмотреть, три части, две - переходные. Первое - запрещено полностью, второе - до 2013 года, третье - до 2015-го и четвёртое - иди навсегда. (Идёт обсуждение.)
        . Навсегда это что?
        . Навсегда - офисы оставляем. Курение в офисах, кроме ...
        . А что президент по этому поводу говорит?
        . Президент не согласен с нами.
        . Тогда не надо.
        . И премьер.
Председательствующий. Ой, нашему ...
Так, ладно, пошли дальше.
Статья восемь. Вот как раз "в организациях общественного питания". Тоже очень долго, вы помните, все дискуссии. И по метражу была, и по 100, и то, что ... писала, вернее, было это 50 и по 100. Тоже обратите внимание.
Следующий принцип. Мы  хотим запретить в местах общественного питания курение в последующем полностью, да? Главный постулат, да?
При всех обсуждениях, в которых участвовала у нас и Ассоциация рестораторов, и другие, возникал вопрос, что сейчас переделать рестораны под отдельно изолированные залы потребует значительных затрат, что в условиях кризиса денег не хватит. Напоминаю, да, просто тут сидят.
Поэтому здесь вот тоже просто чисто для реальности предложен следующий вариант: рестораны, имеющие два и более залов, то есть уже сейчас, делят их, да, отдельно изолированные залы для курящих и для некурящих, то есть не требуется финансовых затрат на переделку.
Рестораны, которые имеют один зал, делается курительная комната. Им тоже даётся переходный период, чтобы снять вот эти вот все как бы напряжения.
Самый сложный вопрос, это опять же касается баров и кафе, вот этих маленьких. Я помню, версия была рестораторов, что сами они самоопределяются, сделают курящий или некурящий. Была предложена версия, чтобы муниципалитеты определяли, что 50 процентов курящих, 50 процентов некурящих.
Тут называли, что эта схема коррупционная. Хотя непонятно почему она коррупционная, если 50 на 50? Поэтому я выношу как раз это специально на обсуждение. Какие есть предложения, вот я хочу послушать представителей как раз ресторанного бизнеса.
Янин Д.Д. Это очень правильная идея. Вот я не буду с вами спорить. И вот эта статья, на мой взгляд, прописана наиболее сбалансированно.
Единственное, и действительно на переходный период возможно предусмотреть изолированные залы для принятия пищи. Если зал один, то, мне кажется, действительно имеет смысл предложить рестораторам  открыть курительные комнаты либо предлагать курить на улице, но тогда последнее предложение пункта первого статьи восьмой, мы это, кстати, обсуждали на рабочей группе, "при наличии одного зала обслуживания курение разрешается в специально отведённых помещениях для курения табака". И надо либо установить требования, либо написать здесь же, где не осуществляется обслуживание потребителей.
Потому что они установят, что вот весь наш зал - это помещение для курения табака. И, если мы не установим запрет на приём заказов в это помещение, наличие нам официантов, потому что мы хотим защитить официантов. Они не должны находиться в прокуренном зале. И вот курилка, но без еды и без воды, без нечего.
Председательствующий. Абсолютно правильно. И это имелось в виду, тут только можно какой вариант? Я с тобой 100 процентов тоже согласен. Либо это вот отдельные статьи требования, нет, там есть отдельная статья "организация специально отведённых помещений для курения табака". Там запрещается любой приём пищи. Следующая статья девять.
Потому что мысль, она такая уже была, что могут объявить всё это как бы специально отведенным местом для курения. Поэтому имеется в виду, что там запрет на любой приём пищи. И также туда не входят ни официанты, никто.
Янин Д.Д. Николай Фёдорович, мы должны понимать, что, внеся изменения в закрытые помещения, мы  сейчас будем стимулировать снос стен. Мы это понимаем. Потому что достаточно будет одну стену сделать нестационарной в ресторане, и  уже в этом ресторане разрешить курение.  Это не относится к зарытому помещению.
                 .  Как стену-то снесут?
Янин Д.Д.  Элементарно.
Роль-ставня, элементарно, она будет двигаться.
Председательствующий.  Это уже нестационарная стена.
 Янин Д.Д.   Достаточно одной.
                 .  Как её снести можно так, чтобы вообще её не было?
Председательствующий.  Нет, это запрещено  архитектурой. Мы фантазируем уже. Мы говорим о том, что ни один ресторатор  на два года такие затраты, он будет два года ходить только оформлять документы.
                 .  А мы потом оставляем курение дальше.
Председательствующий.  Нет. Это переходный период.
                 .  В местах, указанных в статье 8, вводится  с 31 декабря 2012 года.
  Янин Д.Д. Статья 8 касается только лишь закрытых помещений общественного питания. А  если вы сносите одну стену и делаете нестационарной, то вы не относитесь к закрытому помещению общественного питания.
Председательствующий.  Ну не будут в "Метрополе" сносить ради этого стену.
                 .  Если есть помещение стационарное, ты можешь снести у него одну стену, сделать её разборной, но при этом статус помещения не изменится. Оно как было стационарным,  так и останется по паспорту БТИ и ещё по куче документов. Вы о чём говорите?
                 .  У нас есть определение "закрытое помещение". Ты делаешь одну стену временную, и ты уже вне закрытого помещения.
Председательствующий.  Ребята, не фантазируйте, ради Бога. Зачем вы фантазируете, когда это  элементарно.
                 .  Кто это написал? Мы вообще никогда не обсуждали стационарные.
Председательствующий.  Потому что определили, мы не можем в Сибири, в Красноярске, в Норильске, чтобы сразу, давайте жить  реалиями. Это касается того, чтобы могли рестораторы везде делать. Что вы говорите? Даже трубы  делались, чтобы люди могли нормально, нельзя так делать просто. Нельзя просто угробить закон.
  Янин Д.Д.  Кто придумал?
Председательствующий.  Если хочешь сказать "документ", я придумал.
Документы смотрели, смотрели СНиПы, всё остальное.
                 .  Закрытое помещение, имеющее стационарные стены...
                 .  Стационарное помещение, имеющее стены и крышу. По определению, любые стационарные помещения, имеющие стены и крышу.
Председательствующий.  Можно так сделать.
                 .  Не написано, что все четыре должны быть стационарными. Может быть, она одна.
Председательствующий.  Есть требования  архитектурные к стационарным, смотрели.
                 .   Тут не написано, что все стены должны быть стационарные.
                 .   Я говорю, что у нас стационарными могут быть помещения и здания, но не стены. Вот закрытые помещения любые стационарные помещения, имеющие стены и крышу, сделанные из любого материала.
Председательствующий.  Сделайте "стационарные помещения". Любые стационарные помещения, они утверждены в БТИ и так далее. Никто за два года не успеет даже документы оформить.  Вообще, фантазия  только тебе в голову пришла. Просто никто не будет делать, у нас так рестораны  сейчас полупустые стоят.
                 .  Потому что там курение, поэтому никто не ходит.
Иванов А.А.  Вопросов несколько у нас. Я буду опираться на ту же концепцию, которая  подписана Председателем  Правительства Российской Федерации, которая предусматривает  первую позицию - 2015 год,  вторую - поэтапный переход. Чтобы было понятно, я от запрета отказываюсь. И третья - это организационный вопрос первой статьи. Мы стояли и будем настаивать на том, что переходный период надо разбить на части до 2015 года, но  завтра помещения ресторанов, имеющих большие залы, одномоментно некурящими не будут.  Поэтому вопрос. На первом этапе, ещё раз говорю, на первом этапе длинного периода поэтапного зонирование мы поднимали, поднимаем и будем поднимать. На первом этапе с переходом от зон с залом, одновременно с залами с последующим выходом на запрет. 
А сейчас у нас есть  гигантское количество ресторанов, имеющих залы  площадью там от 100 и более квадратных метров. И мы сейчас опять хотим, чтобы завтра в этих залах прекратили курить. Мы не хотим устраивать проверки. Мы не хотим никого обманывать. Мы хотим, чтобы в рамках концепции  было поступательное движение.
Янин Д.Д. Там два года...
Иванов А.А. К 2015 году запретить... Секундочку! Можно я договорю? Я вас не прерывал. У нас про два года, то, что здесь написано, я могу вам сказать, 2013 год ставится. Вот мне скажите, откуда эта цифра взялась 2013 год в юридическом плане? Ниоткуда. Я с таким же успехом могу говорить про 2020,  "2020" концепцию, и все, что угодно. И привязать любую цифру.
Поэтому есть концепция, есть некие заданные маркеры. Вот он маркер задан - 2015 год. Это достаточно объективно, давайте к нему стремиться. Давайте создадим плавное движение к полному запрету. Мы о чем, Николай Федорович, кстати, говорили ещё год назад, что мы готовы плавно идти к полному запрету. Плавно, поступательно, разбив на части.
Янин Д.Д. Александр, вы сами предлагали трехлетний период ещё год назад. Год прошел, осталось два года.
Председательствующий. Правильно.
                  . Николай Федорович учел.
Председательствующий. В концепции сказано, 2015 год - конечный результат, что мы должны сделать. А переходный период... Не надо, не надо тоже так передергивать. Дима передергивает, ты передергиваешь. Не надо. Каждый в своей пытается... А мы хотим, чтобы были общие интересы  граждан соблюдены.
Поэтому смотрите. Мы даем вам люфт. Вот да, зал большой.  Что такое зонирование? Как один товарищ говорит, это так же, как в бассейне. На одной дорожке можно ..., на другой нельзя. Это то же самое, что обозначает зонирование. Ничего оно не дает, можно его не вводить туда. А речь идет если о переходном период, мы определим время  рестораторам для создания  комнат для курения, определим этот срок. На этот период... Этот срок будет примерно год для создания этих курительных комнат, вы, пожалуйста, зонируйте. А после того, как курительные комнаты будут созданы, курение должно быть  запрещено полностью.
        . Либо делите большой зал на два маленьких. И все.
        . Николай Федорович, а если работодатель не хочет создавать эту комнату, хочешь сразу некурящим...
Председательствующий. Это уже, пожалуйста. Это, пожалуйста. Это не мешает. Этот не мешает, ради бога.
Иванов А.А. Николай Федорович, у нас только вопрос этот по сроку подведения к полному не курению.
Председательствующий. Александр, мы поняли. Мы говорим. Вы тоже поймите, как мы говорим. Мы учли это дело. Вам год даст на образование комнат курительных. Пожалуйста, пока вы в течение  этого года зонируйте.
Дальше пошли. Статья 10-я. "Пропаганда".
        .  Нет, девятая  ещё, Николай Федорович.
Председательствующий. А в девятой у нас что?
        . В девятой  было несколько раз...
Председательствующий. А, специально отведенных мест.
Сахарова Г.М.  А можно  еще здесь?  Дело все в том, что здесь написано, статья восьмая, пункт третий: "Оборудованы системы вентиляции воздуха". А вот здесь, может быть, тоже добавить, что требование к этой вентиляции будет прописано? Здесь нет этого.  Это специально отведенные помещения для курения.
        . Галина Михайловна, дело в том, что это вообще противоречит руководящим принципам рамочной конвенции, любая  вентиляция. Поэтому нет никакого смысла прописывать требование.
Сахарова Г.М. Может быть, сюда добавить тогда. Если мы оставляем восьмую статью  так, как она есть , то...
        . Нет,  а в девятой это все написано.
        . Нет, там требование к специально отведенным помещениям.
Сахарова Г.М. Здесь требование к специально отведенным помещениям,  требования к системе вентиляции, которая в пункте три стоит, здесь нет.
        . Тогда просто написать: к специально отведенным помещениям и их оборудованию. Требование к специально отведенным помещениям для курения и их оборудованию.
        . Нет, это пункт третий статьи восьмой.
 Сахарова Г.М. Пункт третий статьи восьмой. Это, если все помещение курящее. Если все помещение курящее, то у него должно быть специально оборудованное...
        . Они даже если некурящие, система вентиляции должна быть.
 Сахарова Г.М.  Вот смотрите третий: закрытые  помещения организации в случае разрешения курения должны быть оборудованы системой вентиляции воздуха. И в итоге это будет просто маленькая такая вентиляция.
        . Они и так все оборудованы системами вентиляции, даже если там не будут курить. ... Это же прописано в стандартных замечаниях.
(Идёт обсуждение).
        . Знаете, дело в том, что, Галина Михайловна, ... там практически всё.
        . Это для специально отведённых помещений для курения.
        . Галина Михайловна правильно сказала, потому что здесь касается залов. Залы, где разрешено. В нём должна быть вентиляция.
        . Она должна быть не просто вентиляцией.
        . Да, вы должны будете прописать.
        . Все помещения, оборудованные вентиляцией...
А здесь, где курят, должны фильтры какие-то стоять.
        . Я не знаю, тут надо более правильно написать "приточно-вытяжная", чтобы не форточка была, а приточно-вытяжная вентиляция. Это будет более правильно.
        . Но мы не будем здесь писать, чтобы действительно...
Председательствующий. Но на два года. Понимаете, требования разные. К специальным комнатам одни требования, к этому. Давайте не усложнять.
Я за то, чтобы хотя бы какой-то закон серьёзно принять. Ну, народ ещё...
        . Там хотя бы чтобы определённая мощность была.
        . В статье 9 в пункте 2. Там идёт "требования к специально отведённым помещениям утверждать федеральными органами исполнительной власти". Давайте сюда напишем "и требования к этой вентиляции".
Председательствующий. Ну, можно написать. Пусть утверждают. Да. Приточно-вытяжной и требования к системе.
Ладно.
        . 9-я статья, 1-й пункт.
        . Там не только из вентиляции.
Вот то, что Дарья говорила, на работодателя возлагаются обязанности строить курилку за исключением мест организации, в которых курение табака полностью запрещено, решением работодателя или законодательством.
Носырева Г.Ю. Дмитрий Дмитриевич, это вот этот пункт. Тогда вы настаивали, чтобы записать, что в тех помещениях, где запрещено курение, не надо строить курилки. И именно с ваших слов мы вот так записали.
Янин Д.Д. Решением работодателя...
Носырева Г.Ю. Не надо здесь решение работодателя.
Янин Д.Д. А почему?
Носырева Г.Ю. А зачем?
Председательствующий. Слушайте, Дима, давайте так. Мне через 10 минут нужно на Совет идти.
Можно бесконечно править каждую букву. Чем больше, тем делается хуже. Поэтому, мы сейчас утверждаем концепцию в соответствии со стратегией. Будет ещё проходить кучу согласований в правительстве, в ГПУ и так далее, в нашем правовом, везде, остальное.
Будет у нас после принятия концепции второе чтение, где можно добавлять, править, детализировать и так далее. Мы сейчас просто, чтобы лишним не заниматься, не тратить просто время.
Дальше. Пропаганда знаний. Нет.
Меры по ограничению употребления.
Глубоковская Э.Г. Николай Фёдорович, у меня один вопрос.
Председательствующий. По пропаганде знаний? Давайте.
Глубоковская Э.Г. Потому что у нас здесь абсолютно не указана общественная организация.
У нас только органы власти.
Председательствующий. Да ради Бога.
Глубоковская Э.Г. Это же гражданское общество.
Председательствующий. Ради Бога.
Глубоковская Э.Г. Можно?
Председательствующий. Конечно. Даже вопроса не возникает. Пропаганде, да. Так. Нет вопросов. Дальше.
Ну, Галина Юрьевна, поставьте.
Дальше. Статья 12. Профилактика потребления табачных, лечение от табачной зависимости. Это её не меняли, как мы в прошлый раз договорились.
И последнее. Статья 13. Это...
        . В статье 12 3-й пункт - это то, о чём мы говорили неоднократно. И из редакции в редакцию это всё...
Председательствующий. Оказывали желающим лицам...
        . Обязанности медицинский работников показывать лицам, желающим избавиться от табачной зависимости.
        . Просто частная система здравоохранения к этому не готова.
        . А мы не указываем, что это бесплатно.
        . Мы обязаны оказывать лицам, желающим... Они обязаны оказывать медицинскую помощь.
        . Здесь сказано, что бесплатно. Значат, пусть платят, если хотят избавиться.
        . Какая-то услуга должна быть обязательная?
        . Да.
Председательствующий. Ну, это проблема...
        . Мы это обсуждали. Нельзя огульно всех медицинских работников сводить вместе. Это может быть частная стоматологическая клиника, я не знаю...
Председательствующий. Нет. Эта решается проблема просто.
В соответствии с постановлением правительства и так далее. То есть и всё, с порядком, установленным правительством. В соответствии с порядком и всё.
                   . Вот следующий пункт. Порядок оказания медицинской помощи в соответствии...
                    . Предложите вашу редакцию, вот честно, мы спорить не будем.
(Идёт обсуждение.)
                   . ...должен уметь оказывать медицинскую помощь от табачной зависимости. Кто не должен по вашему разумению.
Председательствующий. Дальше. Статья 13. Это утратившие законы.
Статья 14-я. Давайте снова. Значит, первое. В силу 180 дней со дня официального опубликования, шесть месяцев.
                         . Полгода мы даём на образование?
Председательствующий. Да, да. Ну чтобы хоть маленько приготовить. Нельзя иначе с 1 января, да?
(Идёт общее обсуждение.)
Не надо снова это, да. У каждого, у кого есть мнение, есть страна ещё.
Так, образовательная, с момента вступления. Полный запрет на курение на территориях и в помещениях здравоохранения мы говорили до 2013 года, с 1 января 2013 года.
По, если, вот Димина концепция, госслужба до 2015 года, да, предложили.
                      . Да, Шойгу должен бросить курить.
Председательствующий. Шойгу бросил курить.
                     . Лавров, значит, должен бросить курить.
Председательствующий. Всё? Всё. Спасибо.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

РЕКЛАМА: