Войти

Заявление по вопросу внесения изменений в ФЗ, регулирующего оборот табачной продукции

Заявление общественного объединения предпринимателей Всероссийское движение «За честный рынок» по вопросу внесения изменений в федеральное законодательство, регулирующего оборот табачной продукции в РФ.

Министерство здравоохранения и социального развития России подготовило законопроект «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», направленный на реализацию положений Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

Данным законопроектом предлагается введение существенных ограничений в сфере торговли табачными изделиями, а также введение дополнительных административных механизмов контроля за производством и оборотом табачной продукции.

Всероссийское движение «За честный рынок» поддерживает меры Правительства РФ, направленные на сокращение потребления табака в России. Вместе с тем, мы хотели бы предостеречь федеральные органы исполнительной и законодательной власти от введения не проработанных, запредельно жестких норм, способных нанести невосполнимый урон значительному числу предприятий микро и малого бизнеса в сфере потребительского рынка.

Законопроектом предлагается ограничить продажу табачной продукции в городах исключительно стационарными торговыми объектами, имеющими площадь не менее 50 квадратных метров. Размер площади и тип торговых объектов в сельских поселениях предлагается устанавливать местным органам власти, что приведёт к тотальной коррупции и переделу в сфере бизнеса на местах.

На наш взгляд, введение данной нормы приведет к обвальному сокращению числа микро и малых предприятий, занятых в сфере торговли. Десятки тысяч киосков будут вынуждены закрыться, так как из их ассортимента уйдет товар, составляющий от 30 до 50 процентов их совокупного оборота. А с учетом того, что с 1 января 2013 г. в силу вступят ещё и положения Федерального закона № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», запрещающие нестационарной розничной сети торговать пивом, те предприятия, которые на тот момент еще будут оставаться «на плаву», неизбежно прекратят свою хозяйственную деятельность.

Отметим, что закрытие киосков затронет не только интересы предпринимателей, которые напрямую занимаются этим бизнесом, но и отразится на десятках тысяч малых и микро-предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, которые реализуют свою продукцию преимущественно через мелкорозничную сеть (небольшие хлебопекарни, кондитерские, мясоперерабатывающие, консервные цеха и т.д.).

Для большинства из них доступ к «цивилизованной розничной торговле» закрыт, так как крупные торговые сети либо технически не готовы работать с мелкими товаропроизводителями, либо ставят перед ними заведомо невыполнимые условия в части ценообразования, а также бесперебойности минимальных объемов и географического охвата поставок.

Законопроект также предполагает запрет розничной продажи табачной продукции в предприятиях общественного питания и гостиничного сервиса, что на наш взгляд является избыточной мерой. Следует прогнозировать, что введение данной нормы спровоцирует появление давно забытой практики времен СССР, когда обслуживающий персонал ресторанов и гостиниц предлагал посетителям «за дополнительную плату» приобрести какой-нибудь дефицитный товар, отсутствующий в официальном прейскуранте заведения.

Отдельного внимания требует предлагаемый специалистами Минздравсоцразвития запрет на выкладку и демонстрацию табачной продукции в местах розничной продажи, при том, что ее реализация потребителям должна осуществляться с отдельных прилавков, расположенных на расстоянии не менее трех метров от контрольно-кассовой техники. Данная новация сделает технически невозможной продажу табачной продукции не только в киосках, но и во многих стационарных предприятиях - даже их числа тех, что будут удовлетворять требованию о 50 квадратных метрах. Так для предприятия, имеющего торговый зал 5м на 5м или 5м на 6м (25-30 кв. метров) и подсобные помещения в 25-30 кв. метров, организация подобного прилавка будет технически невозможной. Для более крупных предприятий розничной торговли ее практическая реализация будет сопряжена с необходимостью перепланировки торговых помещений и закупки дополнительного оборудования. Необходимо учитывать, что в России не производится оборудование, удовлетворяющее требованию о запрете выкладки и демонстрации продукции, т.к. на сегодняшний день подобные запреты не применяются ни к одному виду потребительских товаров повседневного спроса.

В этой связи мы предлагаем альтернативную формулировку законопроекта:

- «При наличии в ассортименте предприятия розничной торговли алкогольной продукции, продажа табачной продукции должна осуществляться в той же части торгового зала (с того же прилавка), что и алкогольной продукции.

- Во всех остальных случаях розничная продажа табачной продукции должна быть организована таким образом, чтобы технически исключить ее передачу потребителю лицом, непосредственно осуществляющим отпуск продукции покупателю, до момента удостоверения возраста последнего.

- Запрещается размещение табачной продукции на открытых торговых полках и стеллажах в предприятиях розничной торговли, функционирующих по принципу самообслуживания покупателей. Запрещается размещение табачной продукции, демонстрационных образцов табачной продукции, включая макеты образцов табачной продукции, таким образом, чтобы покупатель имел к ним прямой доступ без ведома продавца (лица, непосредственно осуществляющего отпуск продукции покупателю)».

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем Правительству России провести всестороннюю оценку вышеуказанного законопроекта с привлечением общественных организаций и экспертов в сфере малого бизнеса, включив представителей этих организаций в рабочие группы по его обсуждению.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

РЕКЛАМА: