Войти

Социально-коммерческий проект "малый и средний бизнес"

Чумаков Сергей Васильевич

Проект по поддержке малого-среднего бизнеса я реализовал в той части и мере, на какую был способен как финансово, так и во времени. Кто готов принять на вооружение мой опыт и практику - готов делиться информацией и возможностью участия в его продвижении. Подчёркиваю - я не прошу поддержки именно "моему" бизнесу. А предлагаю продолжить развитие конкретного апробированного социально-коммерческого проекта.

Самая активная составляющая гражданского общества в теории - малый-средний бизнес. Но на практике - бизнес-сообщество - это миф, исключая узко-локальные сферы. Наш малый-средний – это скорее партизанское сословие, нежели актив.

О целях и задачах проекта.

Ближайшие цели: создание механизмов коммуникаций и просвещения малого-среднего бизнеса через развитие издательского проекта - бесплатной информационно-аналитической газеты для предпринимателей. Долгосрочные цели и задачи: через работу дискуссионных клубов, общественных организаций - вовлекать предпринимателей-экспертов в работу по просвещению, регулированию рынков, защите прав, формированию-изменению законодательства и т.д.

Тест для теоретиков.

Моё предложение вроде теста на поверку теорий экспертов, что делают очень интересные программы по развитию демократии в России, а в частности – по развитию малого-среднего бизнеса.

Тест не условие, а конкретное предложение: если готовы на практике доказать ваши теории о малом-среднем бизнесе - дочитывайте мои идеи и может начать их реализовывать. Привлекая мой опыт или организуя свои идеи - это не важно. Важно, чтобы не только я, но и множество моих коллег, друзей и знакомых не как эхо надежды повторяли - "да, это конкретные шаги и мы доверяем..", а и сами начинали участвовать, расширяя экспертные круги.

Мои идеи построены не на утопии, а на конкретных шагах.

Нынешние политики, экономисты в моём понимании более даже чем утопичны - они считают, что: если создать правовую сферу, если будет профицит бюджета, если сытых будет больше - всё и наладится. Но они напрочь исключают из этих своих моделей присутствие живого человека. У которого есть права, надежды, настроения, мечты, совесть... Всё для человека, но без его ..участия. Если не берётся во внимание дух самостоятельности, эмоциональный интеллект и творческие начала - то зачем тогда рассказывать гражданину как ему будет хорошо только при "хороших законах", "честном царе" и т.д.?

Так вот мне видится сегодняшнее позиционирование "демомечтателей": игнор живого человека. Власть откровенно являет себя нам в формате: "я - начальник, ты - дурак". А демомечтатели, как всегда - могут часами рассусоливать лозунгами ..правильными, но имеющими в основе ту же позицию власти - "народ внимай, но не лезь, мы тут сами умные". А другого народа нет…

Если граждане и тот же малый бизнес пребывают в состоянии равнодушия, страха или максимального недоверия ко всем и вся - то это более чем подчёркивает невозможность какого-либо просвещения и обучения азам политической культуры. А чтобы развить эту культуру, чтобы привить самые элементарные представления-понятия "демократии" - для этого надо бы с гражданами начать работать. И не блефовать и умиляться собственному всезнайству, а делиться, не боясь, что могут в морду дать, плюнуть, обругать. Не верит народ ни-ко-му.

------------------------------------------------------

Этапы формирования круга экспертов, способных содействовать развитию МСБ региона.

Этап 1.
Сбор данных и краткий анализ работы:

  • общественных организаций;
  • профессиональных экспертов бизнес-сообщества региона;
  • органов власти, работающих с МСБ региона;
  • налоговых, пожарных и других проверяющим организациям;
  • крупного бизнеса – как градообразующего, так и перспективным направлениям;
  • предприятий МСБ, прямо сотрудничающих с местными крупными бизнесами и с соседними областями;
  • рынков и офисных центров с детальной обрисовкой специфики, направления деятельности и территориального размещения;
  • сетевых предприятий – киоски, павильоны, парикмахерские и т.д.;
  • в формате общего обзора сфер, видов, направлений малых предприятий по районам региона;
  • банков и прочих кредитных организаций – условия работы, проценты и т.д.

Первый этап могут провести волонтёры, общественники, и предпринимательский актив, чьи данные необходимо сопоставить с данными от чиновников, ведающих вопросами МСБ региона. Запрос на проведение аналитики несложно разместить на региональных сайтах и в газетах, привлекая граждан с активной жизненной позицией и нестандартными взглядами.

Далее, таблица данных с презентацией принимается как исходные начальные показатели.

Этап 2.

Создание первого круга коммуникаций, способствующего информированности всех – от чиновника до предпринимателя: развитие издательского проекта «Мой бизнес в …(регионе)» (пример - "Мой бизнес в Саратове", www.mybus.su).

Именно благодаря газете в Саратове начал формироваться круг экспертов, которых вряд ли когда-нибудь пожелала привлечь какая-либо предпринимательская организация. Для существующего «рынка» общественников проблемы малого-среднего бизнеса условно считаются мелкими и требующими аккумулирования обращений. Но! Если нет известных и понятных механизмов – то никто и не будет никуда обращаться. А «мелкие» проблемы малого по сути являются отражением проблем, касающихся миллионов (!) предпринимателей – законы, налоги, ККМ, 159 ФЗ и т.д.

Сегодняшним «общественникам» намного проще идти и договариваться в пользу средне-крупного интереса: прикрыть супермаркет, защитить бензоколонку и т.д. И соответственно – ни о какой солидарности или о понятии «поддержка» во всеобъемлющем смысле за интересы малых-средних – нет, конечно.

Самый свежий пример: ОПОРа в частности, убедила Президента России Медведева Д.А. в том, что надо подписать закон об отмене ККМ для плательщиков ЕНВД. А ещё в 2003-ем юристы ОПОРы мне лично говорили о том, какое там лобби, как это невозможно решить. Шесть лет ОПОРа «аккумулировала» тему «ККМ-террора». Закрывая форумы, избегая прямых тем – на сегодня – просто удивительная «поддержка». С одной стороны – это замечательно. Но, я и мои коллеги знаем историю этого и ситуацию по другим вопросам. Речь не о власти, а о механизмах исследований и донесения ясной аналитики.

Большинству предпринимателей интернет не только недоступен – у них фактически нет на него времени. Поэтому газета является единственным и очень значимым информационно-коммуникационным механизмом. Звонки в редакцию, просьбы принести старые номера, признания «это наша газета» - разумеется, живая реакция и пожелания только утверждали факт востребованности газеты.

Тираж в среднем от 15 тыс.экз. Содержание: новости по налогам и законам, отражение мнений экспертов, обсуждение востребованных вопросов.

Распространение по стойкам и посредством доставки «по месту работы» (кроме нас так никто не распространяется - это наша уникальность): рынки, офисы, магазины, парикмахерские, салоны, автомойки, киоски, администрации, региональные думы и т.д.

Реклама: на опыте продвижения газеты в Саратове банки и рекламодатели оценивают как достаточно качественную содержательную часть и уникальный охват при распространении.

Сложность была в подборе корреспондентов: те, кто работают на рынке – они или сотрудничают с бюджет-изданиями, или наоборот – работают в скандал-формате. Подбираю тех, кто способен вести исследовательский подход с выработкой механики просвещения, обучения и вовлечения через обратную связь в газете.

В целом на Саратове отработаны лекала: по подбору персонала в редакцию, распространение и рекламу; организации сети распространения; создания экспертного круга от налоговых органов и прокуратуры до предпринимателей и общественников.

Для ясности: в саратовский проект (семь номеров за 2008-2009гг) я вложил ~350 тыс.руб. - всё, что смог. И для последующей его раскрутки-развития требуется 300-500тыс.руб., поскольку уже есть рекламодатели в среднем на полосу, благодаря прежним наработкам. "Экономия" в Саратове была за счёт того, что в ходе подбора команды я множество функционала брал на себя - экспедиция в распространении, установка стоек, работа с рекламодателями, а также сам занимался редакцией - интервью, встречи и т.д.

Затраты на развитие региональной странички интернет-сайта www.mybus.su входят в вышеуказанную сумму расходов при развитии регионального издательского проекта.

Затраты в среднем до выхода на уровень рентабельности в условном регионе могут составлять ~~1,5-2 млн.руб. на год-полтора продвижения газеты.

Распространение в дальнейшем легко может дать основы для проведения визуальных мониторингов как с коммерческими целями (маркетинговые исследования по выкладке/цене и т.д товаров/услуг), так и в отношении социальных задач - по сферам/видам деятельности и т.д. Критерии, показатели, мезханизмы сбора и обработки информации наработаны на ведении мониторингов труктур распространения СМИ.

Этап 3.

Создание экспертных советов по различным видам и направлениям через организацию дискуссионных клубов. Аналогии можно провести с ОПОРой, но следует учитывать, что их охват – 0,00001% от реально востребованных в информационной и юридической поддержке предпринимателей. И по сути ОПОРа с ТПП по логике должны поддержать это начинание.
Задача клубов: конструктивные идеи и предложения по законам, налогам и пр. через открытое и гласное обсуждение. Форматы проведения встреч: дискуссионные клубы с привлечением экспертов и созданием итоговых конкретных резолюций в адрес власти и законодателей. Далее – через газету и сайт публичное освещение итоговых решений.

Также, одна из важнейших тем – реально предлагаемая поддержка власти в виде грантов, субсидий, погашения процентов и пр. – подобные и многие другие вопросы необходимо буквально разжёвывать, разъяснять с мелом и тряпкой на доске – на элементарных схемах с максимально доступной простотой для понимания. Эксперты также в дальнейшем смогут благоприятствовать в просветительской деятельности предложений власти в адрес бизнеса, переводя эмоциональный накал в конструктивные идеи.
«Единая Россия» также планирует проводить дискусс-клубы в Саратове: они звонили мне с предложением о возможном сотрудничестве. Не исключаю, но осознаю, что им это важно для галочки. Важен факт – партия власти стремится к коммуникациям, также как и я их планирую.

Этап 4.

В ходе проведения дискуссионных клубов на темы «ТСЖ и бизнес: перспективы сотрудничества» выработать механизмы организации и проведения обучающих семинаров по созданию и управлению ТСЖ многоквартирных домов.

Учитывая глобальную путаность и почти махинацию на рынке ЖКХ, где идёт мощнейшая пропаганда «доверия управляющим компаниям» - тема вовлечения граждан-собственников жилья в создание фактических ТСЖ более чем актуальна. С малых ТСЖ, управляемых фактическими собственниками и малым-средним бизнесом, обслуживающим многоквартирные дома - чиновнику нет возможности «глобального» списания средств и принуждения к подчинению по обслуживанию жилья аффилированой Управляющей Компании (УК).

Поскольку в большинстве городов по сей день УК и «глобальные ТСЖ» владеют-управляют почти 95% рынка, то легко просчитать огромнейшие перспективы по развитию рынка МСБ и потенциал собственников по возможностям экономии на квартплате. Не надо ничего придумывать, а просто одним дать заработать свою малую копейку, а другим – сэкономить на услугах первых. Одним – занятость, другим – реальное благоустройство дома и снижение издержек.

Частность: на практике были сложности по определению экспертного круга.

На первом круглом столе, проведённом мною в саратовской ТПП, общественники были категорично настроены против предпринимателей и председателей ТСЖ. В понимании общественников первые – «обманывают потребителей», вторые – «воруют». В отличии от «общественников» - бизнес и председатели ТСЖ были благодарны за организацию встречи и готовы были далее работать в качестве «экспертов». Мнение общественников: только они способны договариваться с властью, отражая чаяния потребителей.

Наш стол разрушил этот миф, показав, насколько востребован бизнес в перспективе сотрудничества с ТСЖ, где чиновник никоим образом не может влиять на отношения этих двух субъектов. От чиновника остаётся только ..авторучка. И соответственно – теряется «революционно-социальная» значимость общественников. Но зато им остается очень много иной – более конструктивной и востребованной работы.

На сайте - фргаменты презентации - www.mybus.su

Этап 5.
Передача и обмен опытом с коллегами из соседних регионов, с разработкой механизмов по вовлечению бизнеса на влияние федерального законодательства.

Кому-то это просто покажется фантастикой - чтобы власть принимала всерьёз мнение тех, для кого и разрабатываются законы. Но если начать путь не с "пожеланий", чтобы нам сделали хорошие законы, а и самим внести свою лепту - мир начнёт меняться в лучшую сторону.

У меня - микробизнес и я внёс посильную мне "лепту".

Кто готов присоединиться и поддержать проект на более серьёзной основе, либо развить свой - предоставлю расчёты и наработки.

С уважением,
Учредитель, издатель и главный редактор «Мой бизнес в Саратове»
Чумаков Сергей Васильевич

Комментарии   

# RE: Социально-коммерческий проект "малый и средний бизнес"Таратыркин Константин 09.02.2010 19:27
Сергей, классная статья. Работа сделана на пять. Молодец!
Ответить

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

РЕКЛАМА: