Войти

РЕКОМЕНДАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА

РЕКОМЕНДАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА

«Малый и средний бизнес – основа социально-экономического развития России  в XXI веке»

26 мая 2008 г.                                                                            г. Москва

1. Федеральному Собранию Российской Федерации.

1.1. Провести работу по приведению законодательства Российской Федерации в части развития малого бизнеса, в соответствие с нормами ратифицированных Россией Конвенции от 31 октября 2003 года «Организация Объединённых Наций против коррупции» и Конвенции Совета Европы от 27 января 1999 года «Об уголовной ответственности за коррупцию».

В этих целях:

1.1.1.      Разработать и принять законодательство о противодействии коррупции, предусматривающее наличие на федеральном, региональном и местном уровнях системы контроля за лицами, наделенными властными полномочиями в части ограничений и запретов на использование ими служебных полномочий и ресурсов, в частности:

-       на наличие личных финансовых интересов, вступающих в противоречие с исполнением должностных обязанностей (конфликт интересов);

-       на использование своего служебного положения и вверенного имущества для ведения бизнеса, участия в выборах, дальнейшего трудоустройства и т.д.;

-       на получение любых материальных выгод от третьих лиц сверх установленных соответствующими нормативами сумм, в том числе,  принятие подарков, оплата поездок,  путешествий и т.д.;

-       на получение дополнительных заработков свыше установленного в нормативах лимита;

-       на предоставление преференций каким бы то ни было лицам или организациям.

1.1.2.      Предусмотреть в законодательстве о противодействии коррупции положения, направленные на:

-        выявление коррупционных норм путем экспертизы нормативных актов на предмет коррупциогенности при участии общественных институтов с обязательным учетом проведенного ими анализа;

-        обеспечение безотлагательного и адекватного реагирования органами власти на сигналы о коррупционных проявлениях,  поступающие от институтов гражданского общества, СМИ и граждан;

-        обязательное раскрытие должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления информации по доходам и расходам - как личным, так и членов семьи и нормы ответственности за нарушения;

-        обеспечение открытости и прозрачности информации о расходовании средств бюджетов различных уровней, участие институтов гражданского общества в контроле над прозрачностью бюджетных расходов;

-        формирование и публикацию ежегодного отчета о результатах деятельности властных структур, уполномоченных заниматься деятельностью по предотвращению коррупции и осуществлять контроль за лицами, наделенными властью.

1.1.3.      Обеспечить совершенствование правоприменительной практики в части ужесточения ответственности должностных лиц органов государственной власти (местного самоуправления) - внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.:

-        за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей;

-        неправомерные действия (бездействие).

Обеспечить принятие нового федерального закона «О государственном контроле (надзоре)» в целях радикального изменения системы надзора (контроля), включающего:

-        замену планового надзора декларированием предпринимателем соответствия условий ведения бизнеса установленным требованиям;

-        регламентацию максимального количества часов в год, отведенных на проведение проверок;

-        сокращение оснований для проведения проверок;

-        признание недействительными результатов проверки при нарушениях процедур ее проведения;

-        вынесение предупреждения субъекту малого предпринимательства (а не наложение штрафных санкций) за впервые выявленное правонарушение и др.

Ускорить принятие проекта федерального закона № 390540-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»,  направленного на повышение защищенности субъектов предпринимательской деятельности при проведении в отношении них контрольно-надзорных мероприятий.

1.1.4.     Законодательно обеспечить реализацию права на участие в гражданском и арбитражном судопроизводстве представителей некоммерческих организаций в защиту неопределенного круга лиц (предпринимателей) - принятие изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

1.1.5.      Внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд»:

-        распространить его действие на закупки госкорпораций и естественных монополий;

-        обеспечить контроль над этапом формирования заказа и этапом исполнения контрактов, заключенных по итогам торгов.

1.2. Ускорить принятие федеральных законов «О передаче технологий», «О реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий», «Об инновациях и инновационной деятельности в Российской Федерации» и подготовку для субъектов Российской Федерации модельного закона «Об инновационной деятельности».

1.3. Внести поправки в Федеральный закон Российской Федерации «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» для приведения его в соответствие со статьей 1551 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), внести изменения в часть четвертую ГК РФ (прежде всего главы 75 и 77) и в Федеральный закон Российской Федерации «О коммерческой тайне» в целях обеспечения эффективной защиты отечественных правообладателей.

1.4. Подготовить и принять законопроект, предоставляющий государственным учреждениям науки и образования, предприятиям ОПК право участвовать в создании малых инновационных предприятий, самостоятельно использовать средства, полученные по договорам НИОКР, на решение уставных задач указанных учреждений, при этом рассмотреть возможность аккумулирования указанных средств на специальных счетах в кредитных организациях.

1.5. Ввести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части детализации целевых статей расходов, направленных на предоставление государственной поддержки инновационной деятельности; при изменении структуры проведения исследований, ориентированных на внедрение полученных результатов в реальную экономику,  в условиях  сформированного  бюджета на три года предусмотреть корректировку распределения бюджетных средств по конечным получателям.

1.6. С учетом мнения предпринимательского сообщества, в том числе представляющих его общественных организаций, ускорить доработку и принятие следующих проектов федеральных законов:

-        № 193202-4 «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества»;

-        № 70443-3 «О кредитной кооперации»;

-        № 310163-4 «Об электронной торговле»;

-        № 471693-4 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в части отмены обязательного применения контрольно-кассовой техники для налогоплательщиков единого вмененного дохода.

1.7. Рассмотреть в приоритетном порядке проект федерального закона № 390532-4 «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в части квалификационных требований к руководителям небанковских кредитных организаций, введения инструментов развития потребительских кооперативов, фондов поддержки малого предпринимательства.

 

1.8. Ускорить рассмотрение и принятие проекта федерального закона № 449438-4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О  развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», предусматривающего внесение изменений:

-        в статью 36 Федерального закона от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в части предоставления субъектам малого предпринимательства права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;

-        в статью 59 Трудового кодекса Российской Федерации в части предоставления возможности субъектам МСП, включая индивидуальных предпринимателей, заключать срочные трудовые договоры с лицами, поступающими к ним на работу;

-        в статью 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и в статью 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в части предоставления плательщикам единого налога на вмененный доход права вести бухгалтерский учет по упрощенной системе.

1.9. Ускорить принятие  федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан» одновременно с доработкой проекта федерального закона «О кредитной кооперации» с учетом согласования разрабатываемых положений указанных законопроектов.

1.10. Продолжить совместную работу с Банком России, всеми заинтересованными государственными и общественными структурами по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности небанковских депозитно-кредитных организаций с целью принятия в предстоящем году следующих изменений:

-        уточнения квалификационных требований к руководству НДКО;

-        разрешения ведения НДКО учетно-накопительных счетов для клиентов;

-        решения вопроса о возможности создания НДКО путем преобразования из иной финансовой организации;

-        иных изменений, продиктованных практическим опытом работы НДКО.

1.11. Совместно с Банком России подготовить предложения по изменению в законодательство о банках и банковской деятельности, о связи, о противодействии отмыванию доходов, нажитых преступным путем, с целью адекватного отражения специфики дистанционного банковского обслуживания, участия в этой  деятельности микрофинансовых организаций. Участники Форума считают своевременной и назревшей разработку Правительством Российской Федерации самостоятельной программы по расширению спектра розничных финансовых услуг, дистанционного банковского обслуживания с привлечением на партнерских основах микрофинансовых организаций.

Ввести упрощенный порядок идентификации клиентов для совершения небольших финансовых операций в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, нажитых преступным путем и финансированию терроризма»; о разработке правового регулирования использования электронных денег и совершенствовании механизмов привлечения банками агентов. Например, в настоящее время агентами банков в части осуществления платежей в соответствии со статьей 13.1 Закона «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» могут выступать только коммерческие организации, что существенно ограничивает возможности сотрудничества с микрофинансовым сектором, представленным, в основном, некоммерческими организациями.

1.12. Внести изменения в соответствующие статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, обеспечивающие операции банка с субъектами малого и среднего предпринимательства в сумме 600 тысяч рублей без открытия расчетного счета в банке.

1.13. Усовершенствовать законодательство в части стимулирования развития венчурного финансирования, обратив особое внимание на совершенствование правового регулирования деятельности венчурных фондов.

1.14. Дополнить арбитражное процессуальное законодательство России положениями, предусматривающими:

1.14.1. Возможность рассмотрения дел, связанных с оспариванием предпринимателями действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, с участием арбитражных заседателей, для чего внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации следующее изменение:

-       пункт 2 статьи 17 после слов «административных и иных публичных правоотношений» дополнить словами «(за исключением дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, а также решений административных органов о привлечении к административной ответственности)»;

1.14.2. Возможность подачи индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом заявления об оспаривании действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления в любой арбитражный суд Российской Федерации по выбору заявителя (как вариант: в арбитражный суд любого соседнего субъекта Российской Федерации).

2. Правительству Российской Федерации.

2.1. С учетом мнения предпринимательского сообщества обеспечить совершенствование и развитие законодательной и нормативной базы на основе Комплекса мер содействия малому и среднему предпринимательству, утвержденного Правительственной комиссией по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе:

-        по устранению избыточных административных ограничений, обеспечению недискриминационного доступа к ресурсам субъектов естественных монополий;

-        совершенствованию налогообложения малого и среднего предпринимательства, подготовленного Минэкономразвития России;

-        обеспечить финансовую поддержку региональных и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства;

-        обеспечить координацию деятельности субъектов Российской Федерации по выполнению поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 27 марта 2008 года в г. Тобольске.

2.2. В целях снижения налоговой и административной нагрузки на малые и средние предприятия:

2.2.1. Подготовить во взаимодействии с объединениями предпринимателей следующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации:

-        увеличить предельную величину годового дохода налогоплательщика, позволяющую применять упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) не менее чем до 60 млн. рублей;

-        предусмотреть особенности исчисления налога на добавленную стоимость (далее – НДС) налогоплательщиками, применяющими общий режим налогообложения, при совершении сделок с субъектами малого предпринимательства, применяющими УСН;

-        усилить защиту прав предпринимателей при осуществлении налогового контроля (система мер юридической ответственности для должностных лиц налоговых органов, недействительность доказательств, полученных налоговыми органами с нарушениями законодательства и др.);

-        усовершенствовать условия применения УСН на основе патента (предоставление права выбора между патентом и единым налогом на вмененный доход (далее – ЕНВД) при осуществлении деятельности, удовлетворяющей условиям применения патента; расширение перечня видов деятельности для применения патента; передача поступлений от оплаты стоимости патентов на уровень муниципалитетов и др.).

2.2.2. При доработке проекта федерального закона «О бухгалтерском учете» предусмотреть для субъектов малого предпринимательства их освобождение (согласно критериям, установленным Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07 2007 г.) от обязанности ведения бухгалтерского учета в полном объеме, за исключением учета основных средств и нематериальных активов, вне зависимости от применяемой ими системы налогообложения.

2.2.3.Разработать концепцию изменения государственной налоговой политики в отношении субъектов МСП, в том числе предусматривающую:

-       отмену авансовых платежей по прибыли для МП;

-       введение моратория на изменение форм бухгалтерской отчетности для МСП;

-       механизм исчисления ЕСН, позволяющий осуществлять уплату налога единым платежом;

-       упрощение процедуры подтверждения расходов, относимых на себестоимость продукции МСП;

-       введение инвестиционной льготы по налогу на прибыль для МП, приобретающих оборудование для развития и расширения производства;

-       возможность покупки патентов на определенные виды деятельности на фиксированный срок (три месяца, шесть и т.д.);

-       разработку системы поощрения производственного бизнеса, вплоть до отмены для данных МП налогов;

-       увеличение для промышленно-производственных и производящих инновационный продукт малых предприятий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг), допускающего переход на специальный налоговый режим (упрощенную систему налогообложения) до среднеевропейского уровня;

-       введение для производящих инновационный продукт средних предприятий новых специальных налоговых режимов с дифференцированными значениями налоговых ставок, в том числе по видам экономической деятельности;

-       полное освобождение вновь создаваемых промышленно-производственных и производящих инновационный продукт субъектов МСП на определенный период от уплаты налогов, за исключением отчислений в социальные внебюджетные фонды.

2.3. В целях стимулирования малых и средних инновационных предприятий подготовить следующие изменения в законодательство:

-       предоставить право научным и инновационным организациям включать в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы на капитальные вложения (за исключением основных средств, полученных безвозмездно, и (или) расходов, понесенных в случае достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств);

-        предоставить льготы по земельному налогу, в том числе освобождение от его уплаты, для малых и средних предприятий инновационной сферы в отношении земельных участков, используемых в целях научной (научно-исследовательской), экспериментальной (опытно-экспериментальной, экспериментально-конструкторской) и образовательной деятельности;

-        освободить от налога на имущество малые и средние предприятия инновационной сферы в отношении имущества, используемого в целях научной (научно-исследовательской), экспериментальной деятельности;

-        предусмотреть в Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 и плановый период 2009-2010 годов» (далее – Закон о федеральном бюджете) выделение денежных средств для создания при ведущих ВУЗах бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, центров коллективного доступа к дорогостоящему инженерному и лабораторному оборудованию, центров развития дизайна, обслуживающих малые инновационные компании, а также развитие учебно-инновационных центров с учебно-демонстрационными площадками, в том числе на базе аграрных сельскохозяйственных ВУЗов и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

-        предусмотреть в Законе о федеральном бюджете увеличение финансирования программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

-        разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона «Об  инновациях  и инновационной деятельности в Российской Федерации».

2.4. В целях модернизации системы государственного контроля (надзора) подготовить и внести в Государственную Думу изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и некоторые другие законодательные акты, предусматривающие:

-        норму о том, что результатом первой проверки для субъектов малого предпринимательства должно быть предписание об устранении недостатков, а не штрафные санкции;

-        четкую регламентацию количества и общей продолжительности плановых проверок всеми государственными органами;

-        сокращение оснований для проведения внеплановых проверок;

-        признание недействительными результатов проверки при нарушении правил ее проведения;

-        внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на сокращение полномочий органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере контроля предпринимательской деятельности;

-        исключение из Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» внепроцессуальных прав милиции по проверкам предпринимательской деятельности, установленных иными федеральными законами.

2.5. В целях обеспечения доступа малого и среднего предпринимательства к объектам инфраструктуры (недвижимость) подготовить изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие:

-        особенности выделения земельных участков для целей создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, создание промышленных парков и технопарков в помещениях, компактно выделяемых промышленными предприятиями на условиях долгосрочной аренды и предназначенных для развития малых и средних предприятий и связанных с их основной деятельностью;

-        требования к процедуре сдачи в аренду субъектам МСП зданий и помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности (установление исчерпывающего перечня документов для заключения договоров аренды; обеспечение публичности информации о порядке предоставления свободных зданий и помещений; обязательное использование долгосрочных (свыше 3 лет) договоров аренды).

-        утверждение примерной формы долгосрочного договора (свыше 3 лет) аренды зданий и помещений, находящихся в федеральной собственности, предоставленных в аренду субъектам МСП;

-        формирование общедоступной базы данных о зданиях и помещениях, находящихся в федеральной собственности, и др.

2.6. В целях сокращения издержек малого бизнеса подготовить изменения в законодательство, обеспечивающие:

-        замену большинства разрешительных процедур для начала предпринимательской деятельности на уведомительные;

-        существенное сокращение перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации (переход на систему декларирования продукции ее производителем);

-        сокращение количества лицензируемых видов деятельности;

-        сокращение перечня документов, необходимых для открытия и ведения малого бизнеса и др.

2.7.  В целях стимулирования и развития института небанковского кредитования субъектов МСП подготовить предложения по внесению изменений в действующее законодательство, предусматривающие:

-        предоставление небанковским депозитно-кредитным организациям (кредитные кооперативы, микрофинансовые организации и др.) права на работу с наличными денежными средствами;

-        учет общего финансового стажа, помимо банковского, в целях расширения круга лиц, одобряемых Центральным банком Российской Федерации в качестве руководителей и главных бухгалтеров небанковских депозитно-кредитных организаций;

-        снижение объема обязательной отчетности для небанковских депозитно-кредитных организаций.

2.8. В целях повышения доступа малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, развития микрофинансирования разработать и внести в Государственную Думу:

-        проект федерального закона «О микрофинансовых организациях»;

-        проект федерального закона «О секьюритизации финансовых активов»;

-        проект федерального закона «О венчурном инвестировании»;

-        проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об инвестиционных фондах» в части создания благоприятных условий для субъектов МСП;

-        изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части предоставления права осуществления за счет средств бюджетов всех уровней выплат субсидий (грантов) начинающим предпринимателям и предоставления субсидий некоммерческим организациям инфраструктуры поддержки МСП, не являющимися бюджетными учреждениями;

-        изменения в Закон о федеральном бюджете в части передачи функций по федеральной финансовой программе поддержки малого предпринимательства банку-агенту и др.

2.9. В целях стимулирования и поддержки ремесленничества разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона «О ремесленной деятельности и ремесленных организациях в Российской Федерации».

2.10. Внести изменения в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, включив в него модели контрольно-кассовой техники, не оснащенные электронной контрольной лентой защищенной.

2.10.1. Предоставить МП возможность использования любых модификаций кассовых аппаратов, зарегистрированных в налоговой инспекции.

2.10.2. Отменить обязательность заключения договора на техническое обслуживание контрольно-кассовой техники.

2.11. В целях увеличения долгосрочной ресурсной базы кредитных организаций внедрить в Российской Федерации механизмы рефинансирования банковских активов, включая механизмы секьюритизации, в первую очередь в части кредитных портфелей субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечить нормативно-правовое регулирование данных вопросов.

2.12. В целях развития инновационного малого предпринимательства:

2.12.1.В области правового регулирования:

-       доработать и принять пакет нормативных правовых актов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности», обязав государственных заказчиков привести положения заключаемых государственных контрактов на выполнение НИОКР в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации;

-        разработать совместно с научно-экспертным сообществом комплекс мер по системному совершенствованию подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы учета, оценки и налогообложения нематериальных активов; внести изменения в стандарты оценки нематериальных активов в целях их эффективного использования, стимулирования исполнителей НИОКР, учитывать, закреплять и вовлекать интеллектуальные права в хозяйственный оборот.

2.12.2. В области правоприменения:

-       разработать и реализовать концепцию общероссийской системы координации инновационного развития страны с активным участием  общественных организаций;

-       в 2008 году разработать концепцию, в 2009 – 2010 гг. сформировать основные механизмы и создать систему обеспечения конкурентоспособности как составную часть национальной инновационной системы;

-       приступить к формированию единого инновационного пространства страны, в 2008 – 2010 гг. сформировать основные механизмы и систему координации  единым инновационным пространством.

2. 13. Внести в Государственную Думу подготовленный совместной рабочей группой по обеспечению участия гражданского общества в административной реформе Правительственной комиссии по проведению административной реформы проект федерального закона «Об административных регламентах и стандартах государственных услуг». Рассмотреть вопрос о возможности стандартизации в рамках упомянутого законопроекта также процедур, реализуемых органами исполнительной власти при проведении государственного контроля (надзора).

2.14. Разработать и внести в Государственную Думу законопроект, предусматривающий замену обязательной сертификации декларированием соответствия и презумпцию соответствия товара декларации для всех видов товаров, для которых иное прямо не предусмотрено техническим регламентом, для чего, в частности, предусмотреть внесение в действующие нормативно-правовые акты следующих изменений:

-        пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» изложить в следующей редакции:

«2. Техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов могут устанавливаться форма и схемы обязательного подтверждения соответствия. Обязательное подтверждение соответствия проводится в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств, если иное не предусмотрено техническим регламентом.»;

-        пункт 3 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» изложить в следующей редакции:

«3. Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждается и ежегодно уточняется единый перечень продукции, требования к которой или к связанным с требованиями к такой продукции, требования к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению на основании пункта 1 настоящей статьи. Подтверждение соответствия таким требованиям проводится в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств, если иные формы и схемы подтверждения соответствия не предусмотрены упомянутым перечнем; предъявление требований об обязательном подтверждении соответствия в отношении продукции, не включенной в перечень, не допускается»;

-        пункт 2 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перед словами: «не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована», дополнить словом «заведомо».

2.15. Разработать и внести в Государственную Думу предложения, предусматривающие ответственность должностных лиц органов исполнительной власти, местного самоуправления за неисполнение законных требований граждан и юридических лиц, для чего:

-        пункт 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дополнить подпунктом 5.1 следующего содержания:

«5.1) повторного в течение года отказа в удовлетворении требований граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, признанных затем законными и подлежащими удовлетворению вышестоящим органом, должностным лицом или судом (за исключением случаев, когда решение об отказе в удовлетворении требования принималось коллегиальным органом и гражданский служащий голосовал против такого решения);».

-        дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 5.26.1. следующего содержания:

«Статья 5.26.1. Отказ в удовлетворении законных требований гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица.

Отказ должностного лица органа государственной власти или местного самоуправления в удовлетворении требований граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, признанных затем законными и подлежащими удовлетворению вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом или судом (за исключением случаев, когда решение об отказе в удовлетворении требования принималось коллегиальным органом и должностное лицо голосовало против такого решения), совершенный повторно в течение одного года, – влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Отказ в удовлетворении законных требований гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.».

2.16. Предусмотреть специальный порядок осуществления нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности, для чего внести в Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» следующие изменения:

-        текст статьи 7 считать текстом пункта 1 статьи 7;

-        дополнить статью 7 пунктом 2 следующего содержания:

«2. Подготовка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих изменение условий осуществления предпринимательской деятельности, осуществляется в следующем порядке:

1) о разработке проекта федерального закона, иного нормативного правового акта должно быть опубликовано уведомление в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме;

2) лицо, орган, осуществляющие разработку проекта федерального закона, иного нормативного правового акта (разработчик), обязано организовать публичное обсуждение проекта, составить и опубликовать перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения;

3) разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу соответствующего нормативного правового акта и предоставлять их заинтересованным лицам по их запросам;

4) уведомление о завершении публичного обсуждения проекта нормативного правового акта, включающее информацию о способе ознакомления с проектом и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь, должно быть опубликовано в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения доработанный проект нормативного правового акта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления;

5) на проект федерального закона, иного нормативно-правового акта, предусматривающего изменение условий осуществления предпринимательской деятельности, должны быть получены экспертные заключения координационных или совещательных органов при соответствующих федеральных органах исполнительной власти. Заключения подлежат обязательному опубликованию в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме;

6) в случае несоответствия нормативного правового акта интересам национальной экономики, развития малого и среднего предпринимательства Правительство Российской Федерации, правительство субъекта Российской Федерации обязаны начать процедуру внесения изменений в нормативный правовой акт или отмены нормативного правового акта.».

2.17. Разработать федеральный закон о государственной промышленной политике Российской Федерации, включающий в себя регулирование особенностей развития в сфере промышленного производства и инноваций малых и средних предприятий и их взаимодействие с крупными промышленными предприятиями, учитывающий:

-        результаты анализа системы взаимодействия предприятий крупного, малого и среднего бизнеса внутри действующих в настоящее время в Российской Федерации производственных кластеров. Разработать с учетом зарубежного и имеющегося отечественного опыта концепцию развития производственных кластеров и принять на базе этой концепции специальный федеральный закон, регулирующий их деятельность;

-        необходимость принятия специальных нормативных правовых актов, регулирующих развитие рынка недвижимости эконом-класса для использования промышленно-производственными и производящими инновационный продукт субъектами МСП, включая формирование и выделение земельных участков под эти цели;

-        установление минимально 5-летнего срока действия договора аренды помещений производственного назначения при предоставлении субъектам МСП государственного и муниципального имущества в аренду;

-        принятие законодательных и иных нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм федерального закона, устанавливающего возможность выкупа субъектами МСП арендованного ими государственного и муниципального имущества, в том числе помещений производственного назначения.

2.18. Внести в бюджетное законодательство Российской Федерации изменения в части:

-        предоставления субсидий вновь образуемым промышленно-производственным и производящим инновационный продукт субъектам МСП;

-        выделения бюджетных средств на создание на базе ведущих ВУЗов и научных учреждений РАН субъектов инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, центров коллективного доступа к дорогостоящему инженерному и лабораторному оборудованию) для производящих инновационный продукт МСП;

-        компенсации за счет бюджетных средств для промышленно-производственных и производящих инновационный продукт субъектов МСП расходов на сертификацию продукции и производства, разработку промышленных образцов и торговых марок;

-        софинансирования за счет бюджетных средств программ (проектов) в области развития малого и среднего предпринимательства, реализуемых общественными объединениями предпринимателей, объединениями работодателей, торгово-промышленными палатами.

2.19. Добиться скорейшего принятия следующих законов:

-       «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества»;

-       «О внесении дополнений в ст. 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

-       ввести в редакцию действующего Федерального закона «О бухгалтерском учете» принцип радикального упрощения системы бухгалтерской отчетности для МП;

-       ввести в редакцию действующего Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» принцип моратория на увеличение налоговых нагрузок и ухудшения положения МП в первые пять лет их предпринимательской деятельности (по аналогии со ст.9 действовавшего ранее Федерального закона от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»).

2.20. Внести изменения в законодательство Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд в части:

-        значительного увеличения предельного размера лота для промышленно-производственных и производящих инновационный продукт субъектов малого предпринимательства с возможностью его дифференциации по видам деятельности;

-        распространения существующей процедуры размещения государственного (муниципального) заказа у субъектов малого предпринимательства на средние предприятия;

-        установления аналогичного механизма размещения заказа у субъектов МСП на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд субъектов естественных монополий;

-        выделения в статье 7.29 КоАП РФ специального состава административного правонарушения, связанного с нарушением вышеуказанных требований закона.

Предусмотреть комплексную разработку нормативных правовых актов с целью стимулирования перехода крупных промышленных предприятий к субконтрактной модели производства, включая в первую очередь решение проблемы взимания НДС в производственных цепочках с участием использующих специальные налоговые режимы малых предприятий.

2.21. Внести изменения в законодательство Российской Федерации в части:

-        замены максимально возможного числа разрешительных порядков для начала предпринимательской деятельности в промышленно-производственной и инновационной сферах на уведомительные;

-        замены лицензирования отдельных видов деятельности иными процедурами (страхование гражданской ответственности, финансовые гарантии, контроль со стороны саморегулируемых организаций);

-        перехода для максимально возможного перечня видов продукции от механизма ее обязательной сертификации к системе декларирования продукции производителем - субъектом МСП.

2.22. Внести предложения по изменению в Федеральный закон от 24 июля 2007 года
№ 209–ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части увеличения полномочий координационных (совещательных) органов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

2.23. Осуществлять взаимодействие с общественными объединениями предпринимателей, работодателей, торгово-промышленными палатами,  органами исполнительной власти, советами директоров крупных предприятий,  организациями инфраструктуры в мероприятиях, обеспечивающих улучшение условий для осуществления предпринимательской деятельности, включая борьбу с "административными барьерами", защиту от "рейдерства".

2.24. Сформировать с целью преодоления существующего информационного вакуума механизмы регулярного обмена информацией между малыми, средними и крупными предприятиями, организациями науки, профильными организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, органами власти.

2.25. Развивать программы подготовки кадров производственных специальностей, базирующиеся на фактических потребностях предприятий, включая подготовку и переподготовку на базе крупных предприятий кадров для малых и средних предприятий, образующих с данным крупным предприятием кластерную цепочку.

2.26. Расширять программы поддержки малых и средних предприятий в вопросах защиты интеллектуальной собственности, в том числе на международном уровне, включая возможность финансирования затрат малых и средних предприятий на патентование и иные мероприятия по защите интеллектуальной собственности крупными предприятиями в рамках кластерных цепочек или иных устойчивых кооперационных связей. Развивать и повышать эффективность деятельности специализированной инфраструктуры рынка промышленного производства и инновационной продукции.

2.27. В целях повышения уровня предпринимательской грамотности необходимо разработать комплекс дополнительных мероприятий, предусматривающий:

-        проведение бесплатных (льготных) обучающих программ для малого и среднего бизнеса на базе общественных организаций, инфраструктуры поддержки МСП и образовательных учреждений;

-        проведение полноценных бесплатных консультаций специалистами различных государственных органов при совершении предпринимателями регистрационных действий (регистрация в ФНС, ФСФР, получение разрешений, лицензий и т.п.);

-        предоставление на конкурсной основе грантов на разработку и выпуск методической литературы и материалов для предпринимателей;

-        на постоянной основе включение в блоки социальной рекламы, размещаемой в СМИ, в том числе  информацию для малого и среднего бизнеса (о проводимых обучающих мероприятиях, ключевых изменениях в законодательстве, необходимых законодательно определенных действиях, например:  «Последний день сдачи отчетности», «Проверьте Ваши Учредительные документы на предмет новых изменений в законодательстве» и т.п.).

2.28. Предусмотреть создание условий для долгосрочного прогнозирования научно-технологического развития Российской Федерации (на 25-30 лет) и формирование на этой основе пятилетних программ фундаментальных научных исследований, осуществляемых государственными академиями наук и государственными научными центрами – в контексте возможностей коммерциализации технологий и развития на этой основе инновационного малого предпринимательства.

2.29. В целях повышения качества и набора услуг для предприятий малого и среднего бизнеса разработать типологию и утвердить стандарты предоставления услуг со стороны государственных структур  и субъектов инфраструктуры поддержки в следующих областях:

-       финансовой поддержки;

-       имущественной поддержки;

-       информационной поддержки;

-       консультационной поддержки;

-       поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

-       поддержки МСП в области инноваций и промышленного развития;

-       поддержки МСП в области ремесленной деятельности;

-       поддержки МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

-       поддержки МСП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

2.30. Минэкономразвития России совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Банком России продолжить разработку и внедрение гарантийных механизмов для предоставления кредитных ресурсов, разработку среднесрочной ведомственной целевой программы по развитию микрофинансирования.

2.31. Минэкономразвития России совместно с ТПП России, Ассоциацией российских банков, Российской Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства подготовить систему мер по оптимизации факторов риска в становлении и развитии инновационного предпринимательства с учетом широкого привлечения кредитов банков и других институтов финансирования, предусмотрев:

-        хеджирование возможных убытков компаний на начальных этапах их развития;

-        финансовую поддержку инновационных предприятий на ранних стадиях развития;

-        меры по субсидированию стоимости гарантий и поручительств.

2.32. Минэкономразвития России совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в первоочередном порядке, в самые сжатые сроки реализовать положения Указа Президента от 14 мая 2008 года о создании при министерствах совещательно-координационных органов с участием общественных объединений предпринимателей с целью оперативного привлечения таких органов к анализу и согласованию проектов нормативных актов, представляемых федеральными органами исполнительной власти во исполнение данного Указа.

2.33. Ускорить реализацию подготовленной Министерством экономического развития Российской Федерации с участием предпринимательского сообщества Концепции новой редакции Федерального закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

2.33.1. Ускорить подготовку текста законопроекта с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 2008 года, его обсуждение с предпринимательским сообществом с целью скорейшего внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, предусмотрев:

-        необходимость исключения противоречащей Конституции Российской Федерации (ст. 55, ч. 3) практики привлечения предпринимателей к ответственности на основании доказательств, полученных с их помощью; для чего:

-        статью 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» дополнить абзацем пятнадцатым следующего содержания:

«недопустимость использования документов, материалов, иных сведений, предоставленных проверяемыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору), в качестве доказательств по делу об административном правонарушении;»;

-        пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» изложить в следующей редакции:

«3. В случае выявления в результате мероприятия по контролю обстоятельств, свидетельствующих о наличии в действиях проверяемого лица состава административного правонарушения, даются предписания об устранении выявленных нарушений. В случае повторного выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.»;

-        из пункта 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключить слова: «, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора,».

2.34. Министерству финансов Российской Федерации  совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и НАУМИР организовать сбор и анализ практики и предложений участников микрофинансового рынка по налогообложению и бухгалтерскому учету микрофинансовой деятельности.

3. Банку России.

3.1. В соответствии с требованиями Федерального закона № 209-ФЗ, а также необходимостью организации статистических наблюдений за деятельностью по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства рассмотреть возможность корректировки форм отчетности № 0409302 «Сведения о размещенных и привлеченных средствах кредитных организаций» следующим дополнением:

-       «1.Субъекты малого и среднего предпринимательства, в т.ч. малые предприятия, в т.ч., микропредприятия, средние предприятия;

-       Остальные юридические лица».

3.2. Банку России предусмотреть льготный характер применения нормативов при осуществлении долгосрочного кредитования при осуществлении инновационных проектов малыми предприятиями.

3.3. Совместно с Ассоциацией российских банков подготовить предложения по сокращению числа сдерживающих факторов по кредитованию малого и среднего бизнеса и совершенствованию нормативной базы Банка России в части повышения кредитной активности банков.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

4.1.Обратить особое внимание на необходимость:

4.1.1. Введения моратория на продажу недвижимого имущества, являющегося государственной и муниципальной собственностью, переданного во владение субъектам МСП, до принятия закона «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества».

4.1.2. Включения в 2008 -2009 гг. в региональные и муниципальные программы мероприятий по:

-        упрощению административных процедур и снижению связанных с ними издержек малых и средних предприятий при регистрации бизнеса и начале предпринимательской деятельности;

-        устранению неэффективного и избыточного государственного регулирования в сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью;

-        проведению ревизии региональных и муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы начала предпринимательской деятельности;

-        формированию стратегии развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

4.2. Обеспечить формирование процедуры предварительного согласования с предпринимательскими объединениями проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской деятельности через систему координационных и совещательных органов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных органах власти.

4.3. Обеспечить в кратчайшие сроки формирование совместно с представителями малых предпринимателей фондов целевого имущества для предоставления в аренду малым предприятиям.

4.4. Обратить особое внимание органов исполнительной власти: Еврейской автономной области, Ненецкого автономного округа, Псковской области, Республики Алтай, Сахалинской области, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Хакасия на необходимость участия в федеральной финансовой программе поддержки малого предпринимательства (на принципах софинансирования).

5. Предпринимательскому сообществу.

5.1. Считать одной из важнейших задач бизнес-сообщества – обеспечение мониторинга за исполнением законов, направленных на устранение административного и коррупционного давления на бизнес.

5.2. Совместно с Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием Российской Федерации проводить активную работу по поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

5.3. Активизировать работу с исполнительными и представительными органами субъектов Российской Федерации по обсуждению и принятию региональных законов о развитии малого и среднего предпринимательства.

5.4. Активно участвовать в привлечении субъектов малого и среднего предпринимательства к становлению института государственно-частного партнерства как одного из наиболее эффективных и востребованных инструментов решения актуальных проблем в социальной сфере.

5.5. В целях развития благотворительной деятельности:

-       поддержать и оказать содействие продвижению в Государственной Думе проекта федерального закона № 497981-4 «О внесении изменений в статьи 270 и 286 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (о льготном налогообложении благотворительной помощи, оказываемой специализированным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

-        шире использовать лучший российский и зарубежный опыт разработки и реализации комплексных долгосрочных благотворительных программ;

-        активизировать участие предпринимателей в оказании помощи детским учреждениям, и, в частности, в деятельности Благотворительного фонда ТПП РФ «Центр помощи беспризорным детям»;

-        изучать и распространять опыт участия малых предприятий и отдельных бизнесменов в грантовых программах, осуществляемых федеральными, региональными и муниципальными благотворительными фондами;

-        развивать и совершенствовать практику сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства с некоммерческими организациями, действующими в сфере образования, здравоохранения и охраны окружающей среды;

-        продолжить работу по формированию консолидированной позиции отечественного бизнес-сообщества относительно внесения дополнений и изменений в действующее российское законодательство о благотворительности в целях приближения его к общемировой практике;

-        шире использовать разнообразные формы морального стимулирования и поощрения работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства и активно участвующих в благотворительной деятельности, спонсорстве и меценатстве.

Участники Форума считают важной задачей налаживание постоянного информирования общественности о социальной деятельности бизнеса путем подготовки и публикации социальных отчетов компаний, используя  при этом как международные стандарты АА-1000 и GRI, так и Стандарт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации. Методические рекомендации».

Резолюция Всероссийского форума "МАЛЫЙ СРЕДНИЙ БИЗНЕС ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В XXI ВЕКЕ"

Комментарии   

# Мамедов Ровшан 07.07.2008 23:43
Здравствуйте! Куда ещё мне обратиться за пониманием поддержкой? На основании выданных администрацией гороада (Сургут, ХМАО) я построил двя торговых объекта. По окончании строительства, вместо акта о приемке, администрация мне выдала распоряжение об отмене ранее выданных разрешительных документов, ссылаясь на протест прокурора города. В протесте перчисляются перечень нарушений со стороны администрации, которые опровергаются наличием документов. Несмотря на это и прокуратура, и администрация наказывают меня-невиновного. Я писал и в Генеральную прокуратуту, и Президенту и Губернатору округа, но или мои письма отправлены обратно в наш город, или вообще ответа нет.
Ответить

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

РЕКЛАМА: